Помощь с воздуха. Как работают специалисты Московского авиационного центра

Экипажи ВК 117С-2 участвуют в эвакуации пострадавших при ДТП, нуждающихся в экстренной помощи. © / Алексей Куденко / РИА Новости

Почти 20 лет назад был соз­дан Московский авиационный центр. В первое время работы его основная задача была в том, чтобы тушить крупные пожары в городе и на прилегающих территориях. Теперь он помогает и с эвакуацией пострадавших в авариях.

   
   

«В нашем распоряжении находится авиатехника лёгкого, среднего и тяжёлого классов. Главное направление нашей работы – это эвакуация нуждающихся в экстренной помощи. Наши специалисты спасают людей, попавших в беду, и доставляют их в медучреждения, которые могут принимать верто­лёты: Институт им. Склифосовского, ГКБ № 15, ГКБ № 7, Детская Филатов­ская больница», – рассказывает замруководителя Департамента ГОЧСиПБ Москвы Андрей ­Иванов. 

Первый час решает многое

Вся инфраструктура авиа­центра направлена на своевременное реагирование и оказание экстренной мед­помощи. Экипажи санитарных вертолётов участвуют в транспортировке больных, спасении пострадавших в ДТП, на пожарах и в прочих происшествиях. Одно из таких специалисты авиацент­ра инсценировали во время учений 11 августа.

По легенде, человек начал тонуть в водоёме. Шквалистый ветер обострил положение и помешал ему выбраться самостоятельно. На место происшествия прибыл экипаж санитарной авиации. Водолаз извлёк тонущего человека из воды, медики выполнили непрямой массаж сердца на берегу и на носилках доставили пострадавшего в вертолёт для дальнейшей транспортировки в больницу.

«Подход к работе всегда один – безопасность и скорость выполнения задачи, – подчёркивает замдиректора Московского авиационного центра по организации лётной работы Олег Катальшев. – Существует такое понятие, как «золотой час»: если в течение первого часа пост­радавшему оказать помощь, его шансы на выживание резко возрастают». 

Реанимация в небе

Вертолёты санавиации оснащены так, что прямо в воздухе можно сделать реанимацию и подключить человека к кислороду. По сути, это аналог реани­мобиля. За всё время работы в лечебные учреждения были доставлены 6,8 тыс. человек, с начала этого года помощь получили более 150 пострадавших.

«Это лучший образец санавиа­ции в мире. Наши вертолёты заточены на выполнение спасательных операций в городе и природных условиях», – отмечает О. Катальшев.

   
   

При этом работа в мегаполисе осложнена множеством факторов. Так, в столице есть зоны, полёты над которыми запрещены, например воздушное прост­ранство в пределах Треть­его транспортного кольца. Лётный состав обучен пилотированию в городских условиях и поиску площадки для посадки непосредственно на месте. 

«В состав экипажа входят два медика и два лётчика: командир воздушного судна и второй пилот. Они могут выполнять обязанности друг друга», – объясняет О. Катальшев.

Находят людей и тушат пожары

Воздушные суда Московского авиационного центра применяются при тушении пожаров среднего и тяжёлого классов опасности. Это вертолёты ­Ка-32, специально адаптированные под условия мегаполиса: они могут сколько необходимо удерживаться в воздухе и прекрасно ориентируются в ночное время. 

«При помощи специального устройства вертолёта можно забирать, что называется, на борт до 5 т воды из любого открытого водоёма и сбрасывать в очаг возгорания», – объясняет А. Иванов.

На одном из вертолётов ­Ка-32А11ВС установлена система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения. Технология предназначена для ликвидации огня на любой высоте – в част­ности, активно применяется при пожарах в высотных зданиях. Горизонтальная «пушка» и расположенный в проёме двери ствол быстро и эффективно тушат огонь. А при помощи бака внизу вертолёта можно сбрасывать более 3 т огне­гасящей жидкости. 

Спасатели участвуют в поисковых работах в лесопарковых зонах. По статистике 2021 г., в столице найдено более 750 человек (в основном это грибники и пожилые дезориентированные люди), пропавших в лесах. «Для этого мы взаимодействуем с отрядом «Лиза Алерт», – ­за­­к­лючает замруководителя Департамента ГОЧСиПБ.