Пассажиров привлекает экономия времени на дорогу и условия для решения личных и рабочих вопросов во время поездок: Wi-Fi, возможность подзарядить электронное устройство, ознакомиться с новостями на интерактивных табло и другие сервисы в современном подвижном составе, которые крайне актуальны при ускоряющемся ритме жизни в мегаполисе.
О росте популярности столичного общественного транспорта 10 сентября 2019 на заседании президиума правительства Москвы сообщил глава Департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов. Он подчеркнул, что пассажиропоток городского транспорта увеличился на 22% в сравнении с аналогичным периодом 2010 года. В том же году показатель горожан, предпочитавших общественный транспорт, составлял только 62%.
Сегодня ситуация изменилась, и, согласно отчету об итогах работы Транспортного комплекса Москвы, за весь прошлый год пассажиры совершили 6 млрд поездок на городском пассажирском транспорте. Эксперты отмечают, что рост его популярности связан прежде всего с активной работой властей над развитием транспортной системы, появлением единой интуитивно понятной навигации, дополнительных пассажирских сервисов, удобной инфраструктуры, а также созданием условий для комфортного и быстрого проезда, что подразумевает также экономию времени пассажира, нехватка которого — один из главных вызовов для современного горожанина.
Так, в ходе опроса, проведенного Московским институтом социально-культурных программ, Департаментом культуры Москвы и Библиотекой им. Н. А. Некрасова в 2017 году, 68% респондентов заявили, что отсутствие времени — основной фактор, который мешает им принимать активное участие в культурной жизни Москвы, а 28% ответили, что выбирают место проведения досуга, исходя из транспортной доступности. Сегодня же качественные изменения подвижного состава, открытие новых маршрутов наземного транспорта и строительство станций метрополитена позволяют людям планировать свое время более свободно и, более того, решать личные и рабочие вопросы в дороге.
Немаловажную роль здесь играет появление бесплатного доступа к интернету во всем общественном транспорте столицы. «Когда человек едет в городском транспорте, он благодаря Wi-Fi может заказать продукты на дом, решить какие-то личные вопросы, ответить на рабочую почту, записаться к врачу, пообщаться с близкими. Это дает преимущества — позволяет более эффективно использовать время, которое сейчас становится все более ценным ресурсом», — отмечает доцент Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского НИУ ВШЭ Мария Роженко.
И горожане сегодня активно используют этот ресурс. Так, по сообщению столичной мэрии, с января 2019 года в московском наземном транспорте бесплатным интернетом воспользовались около 5 млн пассажиров. Мосгортранс отмечает, что в течение года к сети подключались более 52 млн раз. Стоит отметить, что 100% наземного транспорта и 620 остановок в Москве оснащены точками доступа к Wi-Fi, полное покрытие и в вагонах московского метрополитена. При этом в современном наземном транспорте оборудованы и USB-розетки (согласно годовому отчету Мосгортранса, по состоянию на конец 2018 года они были размещены в 1500 транспортных средств и на 158 остановках).
Заботясь об экономии времени жителей мегаполиса, столичные власти объявили о возможности прохода пассажиров во все двери на всем транспорте Москвы с 1 сентября 2019 года. В результате время посадки сократилось с 8-10 минут до 1 минуты, а общая средняя экономия времени в пути составила 5-25 минут. Кроме того, в столице появились круглосуточные автоматы по продаже проездных билетов и возможность оплачивать их через сайт, SMS, приложение «Мосгорпасс». Также в скором времени будет запущено мобильное приложение «Московский транспорт», которое позволит оплатить проезд, построить оптимальный маршрут поездки, узнать с последние новости транспортного комплекса столицы.
Решают проблемы, связанные с нехваткой времени из-за пробок, и новые модели городской мобильности — сервисы проката велосипедов, электросамокатов, каршеринг и такси. Но одно из основных направлений по повышению эффективности транспортной системы города и, как следствие, работе по экономии времени горожан — развитие рельсового транспорта. Так, в 2018 году метро, МЦК, железнодорожные маршруты столицы получили новый подвижной состав на 750 тысяч новых пассажирских мест (рост на 32% с 2010 года). В первые шесть месяцев 2019 года среднее число пассажиров метро, МЦК и электропоездов пригородного сообщения в рабочие дни составило 10,9 млн человек.
Рельсовый транспорт, подчеркивают эксперты, привлекает пассажиров своей предсказуемостью и скоростью. «Рельсовая система обладает самым высоким уровнем right of way (право проезда — прим. ред.) — отмечает Мария Роженко. — Чем выше ROW, тем быстрее едет транспорт и тем более он предсказуем — ведь на него не влияют пробки. Эта же особенность позволяет рельсовому транспорту ходить регулярно, с сокращенными интервалами. Для пассажиров это означает надежность и уверенность в том, что их планы не сорвутся из-за плотного трафика».
Эти положительные стороны рельсового транспорта, а также его экологичность, побуждает городские власти делать ставку на его развитие. Именно поэтому сегодня активно строятся дополнительные станции метрополитена, а также готовится к запуску новый для Москвы вид транспорта — Московские центральные диаметры, или наземное метро, которое свяжет между собой территории Москвы и ближайшего Подмосковья.
По мнению экспертов, этот проект значим для обеспечения транспортного сообщения между Москвой и ее пригородами, а также позволяет обеспечить баланс между ростом Московской агломерации, защитой окружающей среды и качеством жизни населения. «Запуск МЦД и современных поездов "Иволга", которые будут курсировать по их первым линиям, внесет существенный вклад как в привлекательность общественного транспорта для населения, сократив потребность в использовании личных автомобилей, так и повысит конкурентоспособность Москвы в системе мировых агломераций. Экономический, социальный и бюджетный эффекты от хорошо развитой транспортной сети города-региона не вызывают сомнений и впоследствии должны стать локомотивом для развития страны в целом», — отмечает доцент Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Гайноченко.
«Иволги», которые сегодня ходят на направлениях Москва Белорусская − Одинцово, Москва Белорусская — Усово, Царицыно — Подольск, спроектированы в России с применением передовых технологий и с учетом условий эксплуатации в нашей стране — прежде всего климатических особенностей и высокой плотности пассажиропотока. Так, эти поезда повысят скорость пассажирообмена на 15% за счет увеличенных до 140 см дверных проемов и отсутствия тамбуров. При этом «Иволга» хорошо приспособлена к пригородно-городским перевозкам — плавный разгон и торможение, ускорение 0,9 м/с и конструкционная скорость до 120 км/ч позволяют поезду быстро преодолевать большие расстояния с частыми остановками, то есть работать в тактовом режиме. Это значит, что с появлением МЦД и запуском «Иволги» пассажиры будут проводить в дороге еще меньше времени и при этом использовать его по своему усмотрению благодаря ряду сервисов поезда.
Например, как и во всем московском транспорте, в «Иволге» 100% покрытие Wi-Fi. В августе 2019 года «Трансмашхолдинг» представил обновленную модель электропоезда, где в каждом кресле (в этой модификации их разместили по схеме 2+2), есть USB-розетки (на семивагонный состав приходится более 490 разъемов), что позволяет пассажирам оставаться на связи и во время поездки решать личные или рабочие вопросы, экономя время. Изменились и информационные табло — на смену одноцветным экранам пришли яркие цветные дисплеи с удобной навигацией. Благодаря им станет проще отследить нужную остановку, ознакомиться с общим маршрутом следования, погодой, основными новостями.
Помимо уже имевшихся зон для маломобильных пассажиров, велокреплений и полок для багажа, в «Иволге» новой серии предусмотрена возможность размещения сервисных зон с вендинговыми аппаратами. В межвагонных переходах появились дополнительные вертикальные поручни и прислонные панели. За счет увеличенной площади остекления дверей в поезде стало больше света, для удобства пассажиров появились столики и карманы для полиграфии.
Комфортную температуру в салоне по-прежнему поддерживает климат-контроль, предусмотрен и обеззараживатель воздуха. В туалетах есть сенсорные дозаторы мыла и воды, поручни для маломобильных групп граждан и пеленальные столики для пассажиров с маленькими детьми.
Первые маршруты МЦД — от Одинцово до Лобни и от Нахабино до Подольска — как ожидается, начнут работу уже в конце 2019 года. Благодаря их запуску время в пути для пассажиров сократится почти в два раза. При этом с открытием только первых двух диаметров общественный транспорт станет доступнее для 3,7 млн жителей Москвы и Московской области — эти маршруты улучшат транспортную доступность более 45 районов Москвы и 6 городов области. По расчетам Института Генплана Москвы, к 2025 году пассажиропоток на этих участках вырастет на 70%.
В дальнейшем планируется открыть новые маршруты МЦД, которые также будут интегрированы в систему транспортной инфраструктуры города. Интервал движения поездов по ним в часы пик составит 5–6 минут, пассажиры смогут оплачивать проезд картой «Тройка» и осуществлять бесплатные пересадки между МЦД, метро и МЦК.