Подземная роща. До конца года построят северо-восточный участок БКЛ

Мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход строительства станции «Марьина Роща» Большой кольцевой линии (БКЛ). © / АГН Москва

Мэр Собянин осмотрел строящуюся станцию «Марьина Роща» Большой кольцевой линии метро.

   
   

«Мы запустили 22 станции БКЛ, ещё осталось 9. Сейчас они в стадии интенсивного строительства, – сказал мэр во время посещения стройки. – Среди важнейших участков всей линии – северо-восточный. Тут сразу три платформы находятся в процессе возведения. А «Марьина Роща» – одна из самых сложных. Здесь же будет сформирован крупный транспортный узел, в него войдёт Люблинско-Дмитровская линия метрополитена, МЦД-2 (открытие станции МЦД-2 запланировано на 2022 г. – Ред.) и будущий МЦД-4». В пешей доступности от «Марьиной Рощи» проживает порядка 50 тыс. человек. С её открытием время поездки местных жителей в соседние районы (например, Сокольники или Савёловский) сократится на 10–15 минут.

Мэр подчеркнул, что подземные работы необходимо синхронизировать с приведением в порядок наземных территорий: «Нужно в летне-осенний период выполнить максимальный объём благоустройства, чтобы к запуску станции и ­наверху всё было красиво». Речь идёт о территории в 14 тыс. кв. м в районе 3-го проезда Марьиной Рощи, Шереметьевской улицы и 2-й улицы Марьиной Рощи, где потребуется дополнительное озеленение и гранитное мощение, а также необходимо будет организовать новые остановки общественного транспорта. Запуск северо-восточного участка БКЛ (от «Нижегородской» до «Савёловской») важен для всего города, но в первую очередь это событие повлияет на мобильность 800 тыс. жителей из 10 районов, попадающих в зону его влияния. Также снизится нагрузка на центральные участки Сокольнической, Арбатско-Покровской, Калужско-Рижской, Калининской и Люблинско-Дмитровской линий, станут доступнее Савёловский и Рижский вокзалы. По данным компании-подрядчика, строительные работы на северо-восточном участке завершены на 86%.

Напомним, что БКЛ станет самой протяжённой кольцевой линией метро в мире (70 км), она точно обойдёт нынешнего лидера – Вторую кольцевую линию в Пекине (57 км). ­Метростроевцы обещали уложиться в 11 лет, это очень короткий срок. Не стоит забывать, что БКЛ – это не только тоннели, 31 новая станция и 3 электродепо. Линию прокладывают так, чтобы позднее присоединить к ней новые радиусы. Мы говорим о связках на станциях «Народное Ополчение» (с Рублёво-Архангельской линией), «Новаторская» (с Троицкой линией) и «Кленовый бульвар» (с перспективной линией в Бирюлёво и Щербинку). Общая строительная готовность БКЛ составляет 90%, проходку 100% тоннелей (всего 143 км) завершили перед Новым годом. Чтобы обеспечить такую скорость, пришлось использовать весь арсенал тоннелепроходческих щитов – одновременно трудились и классические 6-метровые, и 10-метровые щиты.

Действующими станциями БКЛ пользуется больше полумиллиона пассажиров ежедневно. Для сравнения: МЦК перевозит 530 тыс. человек, а кольцевая линия – 1,2 млн. Когда откроются последние 9 станций (в 2023-м), за сутки БКЛ будет пропускать 2,25 млн пассажиров.

«Прогноз» для пассажиров

Первоначальный пассажиропоток оценивается примерно в 10 тыс. человек в сутки. Когда здесь будет сформирован крупный транспортный узел, который свяжет 2 линии подземки и 2 ж/д диаметра, каждый день ТПУ будут пользоваться до 100 тыс чел.

Когда откроется «Марьина Роща», должна снизиться нагрузка на одноимённую станцию Люблинско-Дмитровской линии (по предварительным расчётам, на заметные 14 %). 

   
   

У БКЛ будут пересадки на:

  • 20 станций других линий,
  • 3 пересадки на МЦК
  • 8 перестадок на МЦД Белорусско-Савёловский (Одинцово – Лобня) и Курско- Рижский (Нахабино – Подольск)
  • 13 пересадок на линии железной дороги

Особенности строительства БКЛ

Над «Деловым центром» находятся небоскрёбы «Москва-Сити». Чтобы защитить их от вибрации, поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах.

На БКЛ есть не только обычные тоннели, но и двухпутные, где поезда разных направлений ходят навстречу друг другу по параллельным путям. Их строили особыми 10‑метровыми тоннелепроходческими щитами на участках от «Мнёвников» до «Аминьевской» и от «Каширской» до «Текстильщиков». 

Интересные факты

■  В «Петровском парке» на случай пожара или задымления есть шторы из специальной ткани, которой не страшны дым, газ и огонь.

■  «Мичуринский проспект» состоит из пяти подземных уровней, а ещё там есть кабельный этаж и подземная автостоянка.

■  «Савёловская» – первая в истории столичной подземки станция в стиле loft. На платформе видны тюбинги (элементы отделки тоннеля, обычно скрытые под мрамором).

Участки БКЛ

  • Северо-Западный: ст. «Деловой центр» – ст. «Савёловская». Открыт с 2018 г.
  • Северо-Восточный: движение от ст. «Нижегородская» до ст. «Электрозаводская» открыто в 2020 г., отрезок «Электрозаводская» – «Савёловская» строится.
  • Юго-Западный: ст. «Кунцевская» – ст. «Проспект Вернадского». Открыт в 2021 г.
  • Западный: ст. «Хорошёвская» – ст. «Кунцевская». Открыт в 2021 г.
  • Южный: ст. «Проспект Вернадского» – ст. «Каховская». Открыт в 2021 г.
  • Восточный: ст. «Каширская» – ст. «Нижегородская». Строится.