По 1 млн рублей получили победители конкурса исторических проектов фестиваля «Времена и эпохи». Призы достались участникам из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Озерска, Костромы и Пензы. Денежный приз позволит им воплотить в полной мере свои задумки.
Конкурс проводится уже в третий раз. В этом году поступило 214 заявок (в прошлом — 86). В финал вышли авторы 20 наиболее интересных проектов. Свои идеи они представили на фестивале.
В числе проектов-победителей оказались два справочника (по старинным тканям и по истории викингов), цикл фильмов по экспериментальной археологии, две мастерские (по созданию реплик старинных деревянных колес и по изготовлению мечей, характерных для периода становления Древнерусского государства). Также отметили проект воссоздания орудия полевой артиллерии русской армии первой половины XVIII века, проект воссоздания театра «глинянок», реконструкцию поселения уральских золотодобытчиков XIX века и реконструкцию военно-полевой хирургии армии Наполеона.
Проекты на миллион
Проект справочника с актуальными научными данными о тканях, которыми торговали в XVII веке, предложила москвичка Дарья Радченко. Он рассчитан прежде всего на реконструкторов, историков и культурологов. Дарья дополнила справочник словарем текстильных терминов XVII века и кратким путеводителем по наиболее важным музейным выставкам, где можно посмотреть на ткани этого периода. Книга будет доступна в онлайн-формате.
Алина Ковалева из Санкт-Петербурга победила с образовательным проектом «Мультимедийная история эпохи викингов для читающих семей». Она предложила создать книгу по истории викингов с мультимедийным приложением: с помощью него можно будет выполнять задания героев, видеть дополнительные иллюстрации, получать «ачивки» за хорошую память, догадливость и самостоятельность.
Коллектив авторов проекта «20 дней в эпохе бронзы» под руководством Евгения Миронова представил первый в России цикл научно-просветительских фильмов, которые рассказывают об археологической реконструкции быта людей эпохи неолита и раннего бронзового века, живших на территории современной Ростовской области. В съемках участвовали археологи, историки и реконструкторы. Премьера первого фильма запланирована уже на это лето. Позже автор презентует цикл «10 дней в эпохе бронзы»: зрителям покажут, как люди сооружали жилища, охотились и рыбачили.
Андрей Купченков из Пензы мечтает создать мастерскую, в которой можно будет изготавливать копии деревянных колес разных эпох: с IV тысячелетия до нашей эры до XX века. Мастерская будет оснащена как современными, так и аутентичными станками и инструментами для производства колес. Другую мастерскую — по изготовлению мечей, характерных для периода становления Древнерусского государства, — планирует создать Артур Хасанов (Екатеринбург). В качестве образцов для реконструкции будут использовать мечи с территории Гнездовского археологического комплекса.
Еще один победитель — Степан Рощупкин из Санкт-Петербурга — увлечен темой реконструкции Петровской эпохи. В этой теме существует значительный пробел: отсутствие реплики трехфунтового полевого орудия, которое в русскую армию ввел Петр I. Именно трехфунтовка определила тактику и систему совместного боевого применения пехоты и артиллерии и во многом способствовала успехам россиян в Северной войне.
История вопроса
Идея проекта Ильи Туровского из Москвы — «Реконструкция военно-полевой хирургии великой армии Наполеона» — тесно связана с площадкой «Медицина эпохи Наполеона», которая уже третий год работает на фестивале. Авторы досконально реконструируют систему медицинской помощи, придуманную французским военным хирургом Домиником Жаном Ларрейем. Туровский хочет воссоздать внешний вид и функционал «летучего амбуланса», носилок, униформы врачей и санитарной службы, инструментов и протезов.
Проект воссоздания поселения уральских золотодобытчиков XIX века предложила Вера Тишкина из Озерска. Реконструкция будет состоять из нескольких интерактивных площадок: собственно поселения, работных рядов, конторы горных дел, свайки, кухни старателей. Проект поможет проследить историю развития золотодобычи, узнать, какими инструментами пользовались шахтеры, по каким правилам и документам проходила сдача металла.
Марина Шапошникова (Кострома) — автор проекта «Театр „глинянок“ „Город Кордон“». Она обратила внимание на театр, который когда-то создал ее земляк, художник и фольклорист Ефим Честняков. Актерами были глиняные фигурки. Честняков называл их жителями глиняного города Кордона. Декорациями служили его собственные картины, а сюжеты спектаклей он заимствовал из народных сказаний. Марина Шапошникова планирует воссоздать все 400 «глинянок». Для театра напишут картины-декорации, изготовят дополнительный реквизит, построят сцену.
Международный фестиваль «Времена и эпохи» проходил в Москве с 7 по 16 июня. В празднике участвовали реконструкторы не только из России, но и из Италии, Великобритании, Турции, Франции и других стран. На 40 площадках в разных районах города они воссоздавали исторические эпохи, — от Античности до позднего СССР — проводили рыцарские турниры, экскурсии.