От промзон до зон комфорта. Как меняются заброшенные гектары Москвы?

На набережной Марка Шагала в Москве. Набережная расположенна на территории бывшей промзоны «ЗИЛ», протяженностью 3,8 километров от Третьего транспортного кольца (ТТК) до старого русла Москвы-реки. © / Евгений Биятов / РИА Новости

Мэр Собянин утвердил проекты для бывших промзон в Южном Бутове и Головинском районе. Как меняются заброшенные гектары благодаря комплексному развитию территорий?

   
   

Вывести квартал из депрессии

Российский закон о комплексном развитии территорий (КРТ) приняли 1,5 года назад, чтобы решить проблему депрессивных земельных участков, которые есть в любом городе. Строить отдельные здания на такой земле девелоперы не хотят: самый прекрасный офис или жилой дом мало кому нужен, если вокруг него пустыри, заброшенные здания и полулегальные склады. Выход из положения – дать инвесторам возможность осваивать сразу весь депрессивный участок, чтобы получился новый микрорайон или квартал, где есть и жильё, и рабочие места, и вся необходимая ин­фраструктура. При этом штамповать сплошные «муравейники» или бесконечные офисы никто застройщикам не позволяет.

В столице специально для КРТ запустили программу «Индустриальные кварталы». Она тесно связана со всеми другими столичными проектами, поэтому кроме производств, офисов и жилья в план сразу закладываются соцобъекты, которые нужнее всего именно сейчас и именно в этом районе. То есть не девелоперы самостоятельно выбирают, что бы «социального» построить, а правительство Москвы. Например, напротив Кусковского лесопарка в Новогирееве снесут склады и гаражи, а на освободившемся пространстве возведут скалолазный центр и гостиницу, в Солнцеве на месте Западной водопроводной станции запланированы стоматологическая поликлиника, женская консультация и ФОК с бассейном.

Нажмите для увеличения 

Одобрены городом и проекты двух участков бывшей промышленной зоны «Северянин». Речь идёт о территории, расположенной недалеко от станции Ростокино, рядом с национальным парком «Лосиный остров». Сейчас она используется не­эффективно, там есть только гаражи, старые склады и автосервисы. После реорганизации появятся высокотехнологичные промышленные предприятия, общественно-деловая застройка и жильё. Город (а значит, и москвичи) получит, женскую консультацию, два образовательных комплекса и ФОК с бассейном и катком.

150 точек экономического роста

В работе находится 150 проектов, все на разных стадиях реализации. Есть такие, где уже и инвесторы найдены, и договоры подписаны, – это бывшие промзоны «Октябрьское поле», «Кунцево», «Алтуфьевское шоссе», «Братцево», «Коровино» и участок на Никулинской улице в районе ­Тропарёво-Никулино. Чтобы увидеть, как меняется «Октябрьское поле», достаточно заглянуть в район Щукино – тут вовсю идёт стройка. Поликлинику сдадут до Нового года, потом завершат и школу с двумя детскими садами. В результате до 2026 г. в Щукине появится почти 6 га сбалансированной застройки, где найдётся место даже для собственного технопарка.

Список территорий, которые кардинально изменятся, постоянно расширяется. Среди ­«новичков» есть участки в районах Хорошёво-­Мнёвники, Очаково-Матвеевское и Южное Тушино, где запланировано свыше 11 тыс. рабочих мест.

А участки в Южном Бутове и Головинском районе, проекты развития которых утвердили в начале июня, показывают, что для Москвы не существует слишком сложных задач. Первая депрессивная территория находится между Варшавским шоссе, 2-й Мелитопольской улицей и ж/д путями, из достопримечательностей только автостоянка. При этом доступность этих 24,8 га очень хорошая. Расположенная совсем рядом ж/д станция Бутово входит в состав МЦД-2, это гарантирует богатое расписание быстрых электричек. Автомобилисты же могут пользоваться Варшавкой, а с 2026 г. добавится автомагистраль Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе (она уже наполовину готова). То есть новая комплексная застройка будет сразу подключена к транспортной инфраструктуре рай­она и выездам из него.

   
   

Что касается промзоны «Автомоторная» в Головинском районе, то это самый крупный проект КРТ в Москве. Инвесторы вложат 300 млрд руб., чтобы там появились офисы, промышленные предприятия и жилые кварталы. Десятая часть пространства выделена под парки, скверы и цветники. После реорганизации «Автомоторной» город получит как минимум 10 тыс. новых рабочих мест, а в бюджет станет каждый год поступать 4,4 ­млрд налогов от компаний, которые будут там квартировать.

 

Постепенно все оставшиеся в мегаполисе депрессивные территории превратятся в практически самодостаточные микрорайоны, органично вписанные в окружающее пространство (см. инфографику). Из 35 млн кв. м застройки, запланированной по программе КРТ, 10 млн относятся к жилью, 8 млн – к производству, а 17 млн отдано под общественные и социальные объекты. Кстати, недавно «Индустриальные кварталы» получили специальный приз фестиваля Silver Mercury как самый масштабный проект года по развитию имиджа Москвы.