Объединяя 22 района. Какие транспортные проблемы решит Юго-Восточная хорда

Строительство многоуровневой развязки на пересечении ТТК с ЮВХ в районе ул. Новохохловская. © / Денис Воронин / АГН Москва

Юго-Восточная хорда (ЮВХ) — самая «молодая» составляющая будущего хордового кольца москвы. О каких же транспортных проблемах можно будет забыть после её запуска?

   
   

Минус 15 км перепробега

Система хорд, которая сейчас создаётся в Москве, — логичная альтернатива Четвёртому транспортному кольцу. Город получает четыре быстрые магистрали, которые не только сливаются друг с другом (образуя круг), но и выходят на МКАД. Получается новое транспортное кольцо и обособленные вылетные магистрали в одном флаконе. Так развиваются многие крупные города — Берлин, Париж, Сингапур.

Название Юго-Восточной хорды говорит о территориальной привязке к местности, но практическое её значение вовсе не ограничено юго-востоком столицы. Пользоваться магистралью будет как минимум четверть жителей Москвы. Дело в том, что в сферу влияния ЮВХ попадают два десятка районов, и без неё транспортные проблемы востока и юго-востока города решить просто невозможно. Ведь тут есть плотная жилая застройка, обширные промзоны, ж/д ветки, а ещё накопленный десятилетиями дефицит поперечных связей. Потому водители толкаются на вылетных магистралях, делают крюк в 10–15 км, используя МКАД и ТТК. И всё это не для того, чтобы выехать из города или попасть на другой его конец, а чтобы добраться до адреса, до которого по прямой может быть всего ничего. Дополнительные расходы на бензин, трата времени и нервов — всё это знакомо горожанам, которые живут или работают на территории между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе.

Новая магистраль будет пересекать самые «пробочные» дороги столицы — Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское и Варшавское шоссе, Липецкую улицу. Потом путь ЮВХ лежит через 35-й км МКАД и выходит на магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.

Москвичи получат не только быстрый маршрут для локальных передвижений, но и прямой скоростной путь между разными округами. Причём без заезда в центр или на окружную дорогу. Быстрее будет добираться и до присоединённых территорий. «Юго-Восточная хорда важна для связи с Троицким и Новомосковским округами», — подтверждает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Нажмите для увеличения 

Над ж/д путями

Вся ЮВХ поделена на 10 участков: 8 строятся, 2 проектируются. Последние два пройдут вдоль ул. Каспийской и на территории от МКАД до дороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. В первую очередь должны быть готовы многоуровневые развязки через ж/д пути Курского, Казанского и Горьковского направлений. Кроме того, модернизируют улично-дорожную сеть на участке ул. Грайвороновская — ул. Полбина — Курьяновский бульвар.

Ещё один важный отрезок — многоэтажный узел на Каширском шоссе (от ул. Каспийской до ул. Шоссейной). В его состав войдёт, например, дорога длиной в 1,5 км от ул. Грайвороновской до Шоссейной, которая улучшит дорожную ситуацию в Текстильщиках. Благодаря хорде появятся новые мосты и эстакады: в частности, в Печатниках построят 250-метровую эстакаду над Шоссейной улицей и ЮВХ. Хорду «привязывают» к районам с многочисленными въездами и выездами, чтобы в десятки раз увеличить число возможных маршрутов для водителей и избавиться от перепробегов.    
   

Мнения экспертов

Автоэксперт, координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов:

— ЮВХ — составная часть глобального проекта по созданию 4 хорд, связанных друг с другом: это ЮВХ, Северо-Восточная и Северо-Западная хорды и Южная рокада. Без этой хорды весь проект оказывается бессмысленным — возникает кусок на юге Москвы, который будет собирать трафик на и так перегруженный участок Третьего кольца. Транспортный узел на Волгоградском проспекте встанет чёрным цветом. Все автомобили, которые будут доезжать до ТТК по остальным хордам и которые должны пересечь этот участок, не смогут там проехать. Так что строительство ЮВХ является абсолютно необходимым делом, причём в кратчайшие сроки.

Имеет смысл делать автомагистрали, которые решают проблему транзитного трафика. Сейчас нет больших проблем в распределении в районном трафике, хотя есть перепробеги, сложности с парковкой, но это не суперкритичные трудности. Городу категорически недостаёт именно транзитных магистралей, которые позволяют быстро проехать весь город или пересечь несколько районов. Решить эту задачу можно с помощью хорд.

Архитектор-градостроитель Илья Заливухин:

— ЮВХ улучшит транспортную доступность столицы. Москве необходима единая система внеуличных дорог. Не отдельные куски, а система, которая сделана по определённой технологии. Никаких неправильных съездов, стыков общественного транспорта, тротуаров. Этот проект был запланирован давно — ещё Генеральным планом развития Москвы 1971 г. По этому документу 4 хорды должны были образовать единую систему скоростных дорог.

Кстати
В последние годы мобильность москвичей стабильно растёт благодаря масштабному строительству транспортных объектов. По данным компании PricewaterhouseCoopers, Москва заняла 3-е место по вводу улично-дорожной сети среди мегаполисов мира. Среди конкурентов были Нью-Йорк, Лондон, Берлин, Сингапур, Гонконг, Пекин, Шанхай, Сеул, Токио, Сан-Паулу и Мехико. Все мегаполисы давно пришли к тому, что необходимо разгружать центр и делать периферийные районы связанными друг с другом без заезда в историческую часть города. Москва берёт на вооружение многие токийские практики. В японской столице есть 12 колец дорог, а практику строительства многоуровневых шоссе там взяли на вооружение ещё полвека назад. Она широко применяется при возведении вылетных магистралей, часть из них сооружена на 30-метровой высоте. Дороги, идущие сквозь высотные дома, стали достопримечательностью Токио. Немало маршрутов проложено вплотную к жилым домам, в этом случае обязательно используются шумозащитные экраны. Именно разветвлённая сеть шоссе позволяет японцам развести транзитный транспорт с локальным трафиком.