Кристине Александрович нравится помогать людям. И то, что это не просто слова, доказывает выбранная ею профессия. Москвичка работает в отделении социального обслуживания на дому ТЦСО «Орехово».
Родные должны общаться
Разговаривая с Кристиной, ловишь себя на мысли, что сам не сможешь ежедневно отдавать физические и душевные силы, причём с полной отдачей. Одиноким и, как правило, нездоровым пожилым горожанам помыть ванну или добраться до поликлиники бывает так же сложно, как оставаться без человеческого общения. Поэтому соцработник для них — больше, чем представитель социальной сферы, а для соцработника эти пенсионеры — не получатели социальных услуг, они люди, о нуждах, переживаниях, болезнях которых он знает очень многое.
«Всем бабушкам важно не столько, чтобы я у них убралась, сколько пообщаться, — рассказывает Кристина. — Просят: “Посиди, давай поговорим, чаю выпьем”. Я вижу эту их потребность и никогда не отказываюсь побеседовать, а в это время подметаю или мою полы». Первый её рабочий день состоялся год назад. До этого было обучение в Московском государственном гуманитарном университете им. Шолохова, диплом специалиста по педагогике и методике дошкольного образования, должность воспитателя детского сада, декрет. «После декрета я не вернулась в детский сад, решила попробовать себя в соцзащите, потому что очень хорошо отношусь к бабулечкам, — объясняет она. — Я считала, что пожилые люди — те же дети, только возраст другой. Однако при приёме на работу заведующая предупредила меня, что с людьми старшего поколения далеко не так легко, как с детьми. Я не побоялась. Сейчас у меня 19 подопечных. Самое сложное было — вызвать доверие, расположить к себе».
К сложностям их характера или плохому настроению, вызванному недомоганием, Кристина относится с пониманием. Показателен один пример, когда умение наладить отношения произвело не ожидаемые никем позитивные сдвиги. «Моё знакомство с Аллой Тимофеевной началось с проявления настороженности ко мне, что объяснимо — чужой человек будет регулярно приходить в квартиру, — вспоминает соцработник. — Я рассказала ей о себе. В следующие наши встречи Алла Тимофеевна сидела в кресле и рассказывала о своём детстве, о работе кардиологом, разных жизненных обстоятельствах. Я узнала, что мужа она потеряла, он скончался от онкологии. В Подмосковье живёт внучка, в Крыму — дочь, но они не связываются, бабушка совсем одна. Мне стало от этого очень грустно, родные люди, я считаю, должны общаться. Я позвонила внучке, сказала, что бабушка плохо себя чувствует. Говорить со мной не захотели. Через несколько дней я перезвонила, объяснила, что являюсь социальным работником её бабушки, та в плохом состоянии, приезжайте к ней, просто поговорите. Звонила так в течение месяца и однажды услышала: “Кристина, я много думала по этому поводу, приеду”. Перед Новым годом бабушка открыла дверь, а на пороге стоит внучка со своим маленьким сыном. Посыпались вопросы: как, почему, откуда?! Они обнимались, целовались, помирились. Потом Алла Тимофеевна спросила, не я ли это устроила, и поблагодарила. К сожалению, месяц назад у неё обнаружили тяжёлое заболевание. Дочь из Крыма приехала. Сейчас они все вместе».
Утром предупреждаю о встрече
К одним подопечным Кристина приходит по понедельникам и четвергам, к другим — по вторникам и пятницам. «Моей самой “молоденькой” бабулечке, — улыбается Кристина, — 91 год». Для каждого человека подбирается индивидуальная программа. В неё может входить: приготовить еду, поменять постельное бельё, убраться, в том числе раз в месяц провести генеральную уборку, обеспечить пенсионера продуктами, лекарствами и товарами первой необходимости, оплатить квитанции ЖКХ, сопроводить его в поликлинику, МФЦ или Пенсионный фонд и т.д. Соцработник должен учитывать особенности здоровья. Например, по просьбе женщины, страдающей астмой, Кристина не пользуется в день прихода косметикой, духами, даже одежду пытается избавить от запаха стирального порошка, чтобы тот не вызвал приступ. «Я ухаживаю за слепым дедушкой, — говорит она. — Помогаю ему собираться на улицу, беру под руку, и мы выходим. Идём туда, куда ему нужно: допустим, в банк, к врачу, в парикмахерскую навести красоту или просто гуляем в парке. Говорим в основном о личном. Я часто расспрашиваю его о том, что у него было интересного в молодости, в свою очередь могу рассказать про свою семью, о двух сыновьях 6 и 10 лет, о том, чем занимаюсь помимо работы».
Кристина готова к экстренной помощи и после окончания рабочего дня. Она держит тесную связь с теми, кто проживает у неё на участке, и эти люди знают, что, если у них что-то случилось (нужно, к примеру, вызвать скорую), им обязательно придут на помощь. Заботясь о спокойствии подопечных и их безопасности (во избежание мошенников, выдающих себя за соцслужбу), по утрам она обзванивает всех, к кому собирается в этот день, и предупреждает, во сколько придёт. После звонка по домофону называет своё имя.
Сейчас девушка совмещает работу с курсами «Повышение психологической компетентности работников социальной защиты». «Я хочу в этой сфере развиваться и продолжать помогать москвичам, — делится она планами. — Может быть, это будут не только люди пожилого возраста. Мне интересно, поэтому, когда на работе предлагают какое-то обучение, всегда соглашаюсь».
Несмотря на небольшой стаж соцработника, Кристина Александрович недавно достойно выступила в окружном этапе городского конкурса «Социальный работник года». Среди 40 коллег-конкурсантов она вышла на 12-е место. На городской этап возьмут десять человек. Кристину пока записали в резерв, но, распорядись судьба попасть в команду, соцработник из «Орехово» покажет всё, на что способна.