Новый, но прежний речной. Москвичи открывают для себя новое место отдыха

Архитектор Алексей Рухлядев задумал здание вокзала в виде огромного двухпалубного корабля: нос, корма, палуба, мачта и корпус с каютами. © / Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Северный речной вокзал, несмотря на нордическое название, переживает наплыв отдыхающих в тёплое время года. Корреспондент «АиФ», приехав туда в снежный день, убедился: это место заслуживает быть привлекательным для отдыхающих и в зимние месяцы.

Кстати
Здание вокзала открыто ежедневно с 8.00 до 20.00. Бесплатная выставка «Комната особого назначения» работает с 11.00 до 20.00 (посетителям необходим qr-код).
   
   

Фото вокзала посылают родным

«Вы замечали, что люди в городе разучились смотреть вдаль? – москвичка Вера Панфилова, с которой мы стоим на причале у широченного Химкинского водохранилища, обводит рукой уходящие влево и вправо белые просторы. Она и её дочь Елена живут на севере города, вместе и выбираются на прогулки сюда. – Раньше не то что зимой, а и летом гулять здесь было неудобно – всё разрушено, ничего не оборудовано. Теперь красота! Когда лето, приезжаем кормить белок, их тут полно. А розы какие! Фонтаны работают, детские площадки. Можно кататься на велосипеде, загорать на лежаках, дети кораблики запускают по уменьшенной копии канала им. Москвы».

«Зимой этого нет, зато круглый год шикарно выглядит здание вокзала – и внутри, и снаружи, – говорит Елена. – Такая реставрация прошла, что мы родственникам в другие города фотографии рассылаем. Нам вернули здание ровно тем же, каким оно было, когда бабушка была молодая».

Северный речной вокзал построили в 1937 г. В 2010‑м здание закрыли из-за аварийного состояния. Три года назад началась масштабная реставрация вокзала и парка рядом с ним, по завершении которой мэр Собянин назвал эти объекты культурного наследия «жемчужиной города, возращённой москвичам». Компания «АртСтройТехнология» не просто вывела речной вокзал из плачевного состояния, проведя противоаварийные работы. Её специалисты буквально каждый метр территории обуст­роили для отдыха и развлечения горожан. И результаты этого процесса видны именно зимой, когда навигация замирает и на вокзале немноголюдно.

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Хлеб и зрелища

Как гласит история московского градостроения, главный архитектор Алексей Рухлядев при создании вокзала вдохновлялся Дворцом дожей в Венеции. В летней суете потоки пассажиров, собирающихся в путешествие или только сошедших с теплохода, обтекают здание, невольно отвлекая на себя внимание от деталей архитектурного шедевра. В зимний же день Северный речной вокзал возвышается перед нами на пустой безмолвной площади как ценный экспонат, достойный созерцания. Галереи первого этажа окружены колоннами, облицованы белым тарусским камнем. Второй этаж обрамляют арки, опирающиеся на круглые колонны. Повторения пилонов, арок, колонн и столбов, за которыми почти не видно стен, придают зданию прозрачность и лёгкость. На фасаде – керамические медальоны с сюжетами. На крыше второго этажа – башня из нескольких ярусов.

Пробившись сквозь морозную дымку, солнечный луч осветил нам пятиконечную звезду на шпиле вокзала. «Она инкрустирована уральскими самоцветами», – заявляет проходящий мимо осведомлённый человек. Знакомимся: фотограф Илья Тропинин, в силу профессиональных обязанностей ему довелось посещать Северный речной вокзал в пору реконст­рукции. Очевидец преображения этой московской достопримечательности, Илья поделился наблюдениями: «Всё было огорожено и закрыто сетками, мы ходили в строительных касках, здание представляло собой лишь остов. Реставрацию мастера вели поэтапно, скрупулёзно. Мне повезло посмотреть, как они работали со звездой, я сделал целую подборку снимков. Павильон для реставрации установили прямо рядом с вокзалом. После демонтажа звезды я увидел, что она очень большая, хотя и не настолько огромная, как мне казалось. Честно говоря, когда приезжал в разгар ремонта вокзала и парка, то не предполагал, что будет так красиво, как получилось. Я много снимаю Москву, многое вижу. И, на мой взгляд, сделано очень хорошо, с любовью».

Заходим в здание. Словно в музее гуляем по гулким залам с высокими потолками. Куда ни кинешь взгляд, везде искусная работа мастеров, восстановивших живопись и элементы декора интерьеров по авторским чертежам и старым фотографиям. Неожиданно на расстоянии вытянутой руки предстают скульптуры, прежде обозревавшие окрестности с высоты первого яруса башни. Колхозница-южанка с гроздьями винограда, красноармеец, военный моряк, рабочий – снаружи установили копии этих фигур, а оригиналы – внутри вокзала, в тепле. Пространство зала ожидания отведено под временные выставки Музея транспорта. На одной из них под музыку из фильма «Солярис» к потолку тянется из рыхлой земли растение-инсталляция – собранные в причудливую конст­рукцию детали списанного автобуса. В следующем зале посетителей встречает «Комната особого назначения», выставка продлится ещё нес­колько месяцев.

   
   
Со скульптурами с башни теперь можно сфотографироваться на нижнем этаже вокзала. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Полностью восстановлены интерьеры, роспись на стенах и потолке в ресторане «Волга-Волга», примыкающем к вестибюлю. Стены отделаны искусственным мрамором малахитового цвета, на своде потолка – морские эмблемы. С мороза особенно приятно вкусить за столиком уху из судака, макароны по-флотски и раков в сметане. «Когда я училась в институте, мы с однокурсниками приезжали в ресторан «Волга-Волга», – рассказывает сотрудница сувенирного магазина Галина, который открыт на вокзале. – Сейчас вижу тот же самый интерьер. Я заметила, что москвичи разных поколений специально приезжают на Северный речной вокзал вспомнить юность. Хотя, надеюсь, что и в памяти нынешней молодёжи этот вокзал тоже займёт свой уголок».