Новые «Москвичи». Эксперты оценили перспективы выпуска электромобилей

«Москвич» начал собирать заявки от компаний, которые готовы стать его официальными дилерами в 23 городах (включая столицу). 

   
   

«Завод делает ставку на электромобили, поэтому один из обязательных критериев — готовность создать инфраструктуру для их демонстрации, продажи и обслуживания», — уточняется на сайте предприятия.

Aif.ru спросил у экспертов, свидетельствует ли это о том, что завод готовится к выпуску первой партии машин, и хотят ли дилеры вкладываться в собственную инфраструктуру для электромобилей?

Всё дело в цене

«Спрос на электромобили в России существенно вырос. Так, за последние полгода продажи электрокаров увеличились на 35%, а за семь месяцев — на 37% по сравнению с 2021 годом, — объясняет гендиректор ГК Автодом Андрей Ольховский. — С таким стремительным ростом продаж ожидается, что к 2030 году доля электромобилей может достичь 15% от всего авторынка страны. Наладить выпуск электромобилей под маркой «Москвич» планируется до конца 2022 года. Говорить о серийном производстве пока затруднительно. Все дело в том, что электромобили создают на основе литиевых батарей, которые стоят не ниже 1 млн рублей. Следовательно, конечная цена на авто составит около 2,5 миллионов рублей и выше. Будущее электромобилей неоднозначно также и в вопросе обслуживания. Массовый переход на электрокары не исключает роста цен тарифов на электроэнергию для всех горожан вне зависимости от того, каким автомобилем они владеют и есть ли он у них вообще».

Разведка боем

«Процесс получения дилерства — процесс небыстрый, — считает гендиректор компании „Газпромбанк Автолизинг“ Лилия Маркова. — Помимо формального соответствия критериям производителя, будущему партнеру необходимо обустроить дилерский центр, подобрать персонал, провести его обучение по продукту, отладить работу IT и бэк-офиса. Поэтому сейчас со стороны владельцев бренда идёт, скорее, разведка потенциальных возможностей и потенциального спроса. Её итоги дадут в том числе ответ на вопрос, какую продукцию и в каких объемах выпускать на столичном конвейере впоследствии. 

Создание инфраструктуры является одним из ключевых требований производителя или импортера к дилерам — затраты всегда лежат на них. Хотя сам бренд и поддерживает партнеров с точки зрения маркетинга и лидогенерации (например, поставляя потенциальных клиентов в дилерский центр со своего сайта), рекламы и обучения персонала, создавая специальные корпоративные курсы. С другой стороны, если мы говорим именно об электромобилях, то продукт это для нашего рынка экзотический, несмотря на все предпринимаемые государством и отдельными компаниями усилия. Ежегодные продажи новых „электричек“ не превышают пары тысяч машин. Тем не менее, некоторые крупные дилеры уже работали ранее с Mitsubishi, Nissan и BMW по реализации и обслуживанию официально поставляемых этими марками моделей электромобилей. Так что кое-какой опыт в этом деле имеется».

Готов ли рынок?

«Похоже, в 2023 г. автозавод рассчитывает запустить сборку одной или нескольких моделей, — предполагает гендиректор коммуникационной и консалтинговой компании КРОС Екатерина Мовсесян. — Даже если будет так называемая крупноузловая сборка, предприятие должно выходить на заметные объёмы, чтобы это было бизнесом. В условиях, когда с нуля запускается абсолютно новый автомобиль, хоть и под прежним брендом, сбор заявок от региональных дилерских центров — это, в первую очередь, способ оценить готовность рынка и первичный спрос. Дилеры на местах лучше ориентируются в ситуации и могут дать обратную связь, какой запрос есть у потребителя. Будет логично, если завод использует эту информацию при выпуске автомобиля с конвейера. Что касается инфраструктуры для электромобилей, тут вопрос больше не к дилерским центрам, а к регионам в целом». И если в Москве с этим всё складывается неплохо, то многие другие российские города не могут предоставить достаточное количество, например, электрозаправок. Поэтому, скорее всего, уверена Е. Мовсесян, дилеры будут принимать решение относительно подачи заявки в том числе и с учётом критерия готовности именно его города и региона.