В индустриальном парке «Руднёво» на юго-востоке Москвы появится Центр компетенций «Беспилотные авиационные системы» (БАС) МГТУ им Баумана. Специалисты Центра будут разрабатывать предложения по развитию технологий, анализировать российскую и международную практику, участвовать в исследовании новых моделей беспилотников. Все это должно повысить конкурентоспособность российских БАС и снизить зависимость отрасли от импорта.
В помощь пилотируемой авиации
Индустриальный парк «Руднёво», первые корпуса которого ввели в ноябре прошлого года, очень быстро становится главной площадкой для развития отрасли производства беспилотников в России. Здесь создается Федеральный центр беспилотных авиационных систем, который объединит ведущих российских разработчиков и производителей БАС. В конце апреля индустриальный парк посетил президент РФ Владимир Путин. После визита на одном из совещаний по развитию беспилотной авиации глава государства ставил «Руднёво» в пример: масштабы развития впечатляют, столичный опыт нужно активнее распространять на другие регионы. Президент настоятельно рекомендовал переходить на «цифровизацию организации воздушного движения». Законодатели и регуляторы отрасли не успевают за производителями, которые уже предлагают решения, уникальные для мирового рынка.
Ключевой резидент «Руднёво» компания «Аэромакс» в конце марта запустила первое в столице производство гражданских беспилотных вертолетов, а на днях в Крокус-Экспо, на отраслевой выставке HeliRussia-2023, представила макет беспилотного вертолета SH-3000, которые запустит в производство в следующем году. По своей взлетной массе и грузоподъемности эта модель не имеет аналогов в мире. Этот беспилотник взлетной массой 3,6 тонны будет доставлять на удаленные промыслы материалы и оборудование весом до 1 000 килограммов. Ключевой заказчик модели — ресурсодобывающие компании.
«Вертолет будет перевозить грузы в труднодоступные места и выполнять задачи, с которыми не справится пилотируемая авиация. Нашему вертолету не нужны дороги и аэродромы, только небольшая площадка для взлета. Длина вертолета достигает 13 метров. Максимальная скорость — до 210 километров в час. Беспилотник сможет проводить в воздухе до пяти часов и летать на расстояние 900 километров, — объясняет советник генерального директора компании «Аэромакс» Александр Курников. — Когда будет налажено серийное производство, перевозить грузы беспилотниками будет дешевле, чем обычными вертолетами. В том числе за счет того, что будут применяться более экономичные двигатели. Совместно с Центром водородных технологий мы уже приступили к созданию комплекса с химическим водородным генератором. Это топливный элемент, который преобразует энергию водорода в электричество. Никаких вредных выбросов в атмосферу не будет, результатом его работы будет пар. А мощность сопоставима с двигателем внутреннего сгорания. За этим будущее, мы первые, кто решил применить водородные двигатели с тяжелыми беспилотниками».
Курников добавил, что пока в Москве только одна водородная заправка. Но ведь и заправки для электромобилей в столице еще несколько лет назад можно было по пальцам пересчитать, а сейчас их в столице несколько сотен.
Нужны четкие правила
И все-таки пока стоимость эксплуатации больших БПЛА весом от 30 килограммов зачастую выше, чем пилотируемых вертолетов. Еще не определены четкие правила эксплуатации, поэтому нет устойчивого спроса. Нет спроса — нет инвестиций. Соответственно, компании не могут наладить серийное производство, и цена за единицу остается очень высокой. Поэтому Стратегия развития отрасли беспилотников до 2030 года, которая должна быть утверждена к 1 сентября текущего года, уделяется большое внимание формированию спроса. Перед государством стоит задача обеспечить производителей беспилотников заказами от органов власти и госкорпораций на 200 млрд рублей, в переводе на технику это 670 тысяч беспилотников. Для сравнения — в этом году в России произведено около 30 тысяч БПЛА. Согласно разрабатываемой стратегии, планируется создать десятки научно-производственных центров по всей стране, где бы оказывалась комплексная поддержка производству беспилотников. А также сделан акцент на импортозамещении. К 2030 году 70% всех узлов и комплектующих для беспилотников должны быть российского производства (сейчас только 10-20%).
Больше определенности в правилах эксплуатации беспилотников должно появиться уже в ближайшее время. В конце апреля в своем докладе президенту первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов сообщил, что в июле будет готова «дорожная карта» по снятию регуляторных барьеров для использования беспилотников в перевозке грузов, сельском и лесном хозяйствах, с учетом всех требований по обеспечению национальной безопасности. Для эксплуатации БПЛА свыше 30 килограммов будут добавляться новые территории, работающие в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР). На данный момент ЭПР установлен в шести регионах России: Камчатском крае, Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской области и Башкортостане. На этих территориях временно отменяются существующие законодательные ограничения в сфере беспилотников, что позволяет производителям тестировать новые технологии и оценивать их экономический эффект. В кулуарах обсуждается, как распространить ЭПР на всю Россию.
БПЛА выдерживают конкуренцию
Если перевозки людей беспилотной авиацией — еще далекая перспектива, то во многих других сегментах беспилотные авиационные системы уже сейчас могут конкурировать с пилотируемым вертолетами.
«В Томской области БАС используются для доставки лекарств и биоматериалов, заменяя медицинский транспорт. Газпромнефть-Снабжение использует беспилотные вертолеты для доставки тяжелых и негабаритных грузов в условиях Арктики. Почта России доставляет беспилотниками посылки в удаленные населенные пункты», — рассказала на HeliRussia — 2023 директор Центра маркетинга МАИ Светлана Исаева.
Многие регионы России сейчас присматриваются к беспилотникам. Они могут стать основными заказчиками беспилотных услуг.
«Сейчас мы обнаруживаем незаконную вырубкой лесов при помощи космоснимков, но у нас в регионе большая облачность и не всегда удается своевременно получить эту информацию. БПЛА позволят оперативно мониторить ситуацию и спасать леса, — считает директор Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Павел Ципорин. — А если появится технологии тушения лесов с БПЛА, это вообще перевернет ситуацию с пожарами в нашей стране.
И это касается не только тушения пожаров, но и всех поисково-спасательных работ.
«Якуты умудрились сэкономить 55 миллионов на том, что использовали на поисково-спасательных работах не пилотируемые вертолеты, а беспилотники, — рассказал на выставке HeliRussia президент Россоюзспаса МЧС России Салават Мингалеев. — Использование пилотной авиации в спасательных операциях не всегда эффективно из-за достаточно длительного времени реагирования (до 6 часов) и больших финансовых затрат. Стоимость часа полета — более 130 тысяч рублей. Кроме того, вертолет поднять в сложных погодных условиях не каждый рискнет, а БПЛА — это робот, который ради спасения человеческой жизни можно использовать в любых обстоятельствах».