Неспокойной ночи! В минувшую субботу музеи города работали допоздна

Самые стойкие провели «Ночь в музее» в Марьиной Роще – Еврейский музей и центр толерантности по­прощался с последними посетителями в 3 часа ночи © / Андрей Никеричев / АГН Москва

В Москве В 16-й раз прошла общегородская акция «Ночь в музее». галереи, театры, библиотеки, парки и, конечно, музеи продлили работу за полночь, предложив посетителям увидеть свои пространства по-новому.

   
   

Здоровый сон летучей мыши

Журналисты привыкли зада­вать вопросы. Но в Зоологическом музее Московского университета вопросом, наоборот, встретили нас: «Вы хотите по­гладить летучую мышь?» По дороге к аудитории не отпускала глупая мысль, что гладить предстоит слугу Дракулы. На самом деле летучие мыши – мягкие, как хомяки, а крошечные зубки скалят не от злости, а от страха. Мы для этих рукокрылых пугающие гиганты. И в Москве обитают шесть видов летучих мышей. «Обычно они селятся в заброшенных зданиях, очень любят складские помещения, живут на чердаках домов. Например, их видели в высотке на «Баррикадной», – рассказала зоолог музея Мария Синькова. – По ночам они питаются насекомыми-вредителями, как днём это делают птицы». Набравшая вес летучая мышь зимой впадает в спячку. Если её разбудить, она погибнет без корма. В шумном городе это нередко случается. На помощь мыши, страдающей бессонницей, приходят волонтёры из столичного зоопарка. Они побывали на «Ночи в музее». «Нам передают найденных летучих мышей, мы забираем их домой на две-три недели, – сообщили «АиФ» Наталья Павлова и её дочки Оля и Саша, им 12 и 19 лет. – В нашей квартире живут кот и кошка. За мышей не волнуйтесь, они в безопасности: висят вниз головой в закрытом контейнере. Наша задача откармливать их специальным кормом, всё подряд им давать нельзя».

В Зоологическом музее МГУ 10 тыс. экспонатов, а более 10 млн экземпляров – в научных хранилищах. Фото: АиФ/ Инна Алейникова

В музейную ночь посетителей прибавлялось с каждым часом. Экскурсоводы у каждого экспоната приводили занимательные факты. К примеру, чучело бегемота из фильма «Гараж» увозили на съёмки комедии краном через музейное окно. Частично музей попал и в другой фильм – в пятую серию о Штирлице. В витрине недалеко от входа лежит почерневшая раковина моллюска – чёрная она потому, что пережила московский пожар 1812 г. Неподалёку в лупу хороша видна Муха-цокотуха. Без шуток! Латинское название Mucha tzokotucha. Исключительно в рамках ночной программы москвичам открыли доступ в научные хранилища. «Муху цеце в микроскоп смотреть будете? – спросили нас. – Прекраснейшее создание!»

В свете фонарей

В старинном парке усадьбы «Кусково» на закате проявляется множество таинственных уголков. В сумерках магическим образом растворяются суетные мысли, на аллеях и дорожках больше не думаешь, какое сногсшибательное селфи здесь можно сделать для соцсетей. Экскурсии и другие события «Ночи в музее» выбирают те, кто помимо информации хочет максимально погрузиться в XVIII в. Так и кажется, что прошуршало длинным подолом дамское платье, а в свете фонаря мелькнул силуэт её кавалера в камзоле. Вырывает из видений резкий крик павлина. Роскошный красавец уже не чудится: он прогуливается в вольере и готовится ко сну.

Вечернее время позволило гостям увидеть кусковский ансамбль под другим углом. Фото: Фото предоставлено музеем-усадьбой «Кусково»

И всё-таки вспышки фотоаппаратов периодически озаряли засыпающий пейзаж. Столичным молодожёнам «Кусково» нравится и днём, и поздним вечером. Им хочется иметь свадебные снимки на фоне дворца. И ехать далеко не нужно: регист­рация брака проходит в Белом зале Итальянского домика «Кусково». Другие пары приезжают после бракосочетания в ЗАГСах Москвы. Случается, в день до 80 молодых семей стоят в очереди к самым выгодным для фотосъёмки точка­м.

Также этой «Ночи в музее» ждали художники, представившие под открытым небом выставочные экспонаты. В траве поселились стеклянные ящерицы, выросли загадочные керамические растения, на деревья взлетели сверкающие птицы. По словам сотрудницы Музея керамики Ольги Ивлиевой, работы предоставили как именитые авторы, так и талантливые студенты. Керамистов и стекольщиков темой не ограничивали. Только размером – не меньше 40 см, чтобы творчество не затерялось среди травы и цветов. Названия интереснее читать после того, как погадаешь, что же изображено. «Я же говорю, что это алоэ!» – радуется своей прозорливости мужчина средних лет. Названия экспонатов – отдельная творческая составляющая выставки. Всеобщий восторг вызвал медитирующий кот с табличкой «Дзен котизм». Два стоящих рядом сапога получили табличку «Откуда ты?». По итогам народного голосования лучшая работа украсит афиши будущих выставок.

Зачем мужчине коклюшки?

Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени стоит в тихом переулке в центре города. Кисти художника Василия Тропинина принадлежит нежнейший портрет «Кружевница». И скоро, 27 мая, отмечается День вологодского кружева. Вот организаторы «Ночи в музее» и включили в программу лекцию о плетении кружев. Искусствовед, кружевница Наталья Рычкова принесла коклюшки и показывала, как рождается ажурный орнамент. Смотрели женщины, смотрели мужчины. «А что вас так поразило? Я преподаю в клубе, и среди моих учеников два – мужского пола. Им за 40, занимаются основательно. Это отлично разгружает голову в условиях непростой городской жизни», – призналась Наталья. Сплести шаль, пальто, палантин, шляпку, жакет, сумку, шарф, юбку, кофту или аксессуар – занятие интеллектуальное. Нитки переплетают, глядя на схему из пиктограмм. Условные обозначения подобны алфавиту. Популярность кружевного «чтения» набирает обороты.

   
   
Кружевница Наталья Рычкова показала, как рождается кружевное чудо. Фото: Фото предоставлено Музеем В. А. Тропинина

Музей Транспорта Москвы провёл ночную экскурсию «Прогулка по палубе архитектурного корабля» на крыше Северного речного вокзала, с которой открывается вид на ночную Москву и водные пейзажи.

В белоснежном здании ­Дома культуры «ГЭС-2» на одну ночь отказались от привычного тёплого и яркого интерьерного освещения. С первого этажа до стеклянной крыши его заполнило холодное синее сияние, изменилась подсветка площади перед входом. В пространстве Дома культуры предусмотрено множество возможностей иллюминации. То ли ещё будет? Гости музея «Огни Москвы» познакомились с масляными, керосиновыми, газовыми, электрическими уличными фонарями, им показали лампы накаливания звёзд Кремля и обрисовали, каким был праздничный световой наряд первопрестольной в разные столетия.

Самые стойкие провели «Ночь в музее» в Марьиной Роще – Еврейский музей и центр толерантности по­прощался с последними посетителями в 3 часа ночи. В специальную программу собрали полюбившиеся гостям за 10 лет события и темы. «Я ехал на старт нового сезона «Внеклассных чтений», – рассказал поднимавшийся в музейную мансарду Константин. «Внеклассные чтения» – серия вечеров, на которых лучшие российские актёры театра и кино читают лучшие книги. В предыдущие годы Ясулович, Купченко, Филиппенко и многие другие исполняли произведения Пушкина, Довлатова, Платонова. В этом году сезон начался со «Сна смешного человека» Достоевского. Перед выступлением актёр Иван Орлов поделился ожиданиями: «Хочется тёплого, доверительного диалога со зрителем, с Фёдором Михайловичем. Сейчас у человека мало возможностей для разговора с собой, потому что кругом всё очень громко. Эта ночь с книгой подарит нам ещё одну лазейку к своему внутреннему миру, позволит окунуться в сон, не засыпая».