Не выходя из дома. Заказы из маркетплейсов можно забрать в своем подъезде?

Онлайн-покупки удобны. Но чтобы забрать товар из пункта выдачи, часто приходится делать лишний крюк и подстраиваться под график его работы. Доставка курьером тоже не всегда удобна: приходится много часов не выходить из дома в ожидании его. Кроме того, такая доставка зачастую платная. А если посылку доставили в постамат, установленный прямо в подъезде, — проблем нет. 

   
   

Не выходя из дома

Количество онлайн-покупателей постоянно растет. За последние 5 лет россиян, которые предпочитают покупать вещи через интернет, стало больше почти в два раза. И конечно, в столице этот тренд проявляется особенно. Москвичи совершают онлайн-покупки чаще, чем большинство жителей других регионов России.

Одной из наиболее востребованных площадок для виртуального шопинга по-прежнему остаются маркетплейсы. На них можно найти все: от одежды и канцелярии до мебели и предметов декора, сделанных вручную. Но одно дело — выбрать и оплатить. А другое — получить.

Жители столицы забирают товары, приобретенные на маркетплейсах, в пунктах выдачи, у курьеров или из постаматов. Последний вариант — один из самых удобных. Терминалы размещают в торговых комплексах, офисных зданиях, культурно-досуговых центрах, а еще прямо в подъездах жилых домов. И тогда, чтобы получить заказ, не надо даже выходить на улицу. Особенно это актуально сейчас, когда за окном холод и непогода. 

Новый формат доставки становится все более востребованным, поэтому правительство Москвы развивает проект «Московский постамат». Терминалы устанавливают в местах общего пользования многоквартирных домов и на придомовой территории. Забирать из них можно посылки из различных маркетплейсов и интернет-магазинов. При этом сервис такой бесконтактной доставки еще и безопасен: терминалы находятся под круглосуточным видеонаблюдением.

«Это прежде всего история про экономию времени. Мы все пользуемся маркеплейсами, но не всегда нам удобно подстроиться под график работы пункта выдачи. Постамат, установленный прямо в многоквартирном доме, решает эту проблему», — поясняет глава Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кристина Кострома.

Она добавляет, что это направление интересно не только москвичам — получателям товаров, но и представителям столичного бизнеса. Сотрудничество с городом, по словам К. Костромы, позволяет предпринимателям экономить средства на доставке за счет модели совместного использования постаматов. К проекту планируют подключиться также культурно-досуговые и социальные учреждения Москвы.

   
   
Фото: Московский инновационный кластер

Удобно, безопасно, быстро

Упакованные товары привозит курьер, и когда он разложил их в ячейки постамата, покупателям на телефоны приходят сообщения с кодами доступа. Чтобы забрать посылку, полученные в СМС символы нужно ввести в поле на экране. 

Такой способ получения посылок удобен для большинства жителей столицы, ведь, в отличие от пунктов выдачи заказов, постаматы работают круглосуточно, а значит, забрать товар можно, возвращаясь домой в любое время или выйдя из квартиры и спустившись на первый этаж, оставив на несколько минут домашние дела. Главное — успеть получить посылку до истечения установленного срока хранения. 

Деньги за размещение, обслуживание и электроэнергию постамата москвичи не платят. За все затраты на содержание терминала отвечают владельцы устройств. Для установки они арендуют площадь в подъезде. 

Постаматы в домах сперва появляются в тестовом режиме. Но на оформление заказов из маркетплейсов — партнеров проекта это никак не влияет — жители могут пользоваться устройством так же, как при постоянном размещении. А когда тестовый период закончится, на общем собрании собственники решат, хотят ли они, чтобы постамат остался в их доме и впредь. 

Но как показывает практика, чаще всего хотят. С прошлого года жители московских домов направили свыше двух тысяч обращений. Самое большое количество заявок на установку постаматов пришло с Юго-Востока (18%), а также из Зеленограда (13%). 

Фото: Московский инновационный кластер

Чтобы в доме установить постамат, собственникам квартир нужно сообщить о своем желании на сайте проекта «Московский постамат», заполнив форму заявки в соответствующем разделе. После этого приедут технические специалисты — проверят подъезд на соответствие техническим требованиям. Если в подъезде места для установки терминала недостаточно, его можно разместить на придомовой территории. 

Бывает так, что по каким-то причинам купленная онлайн вещь покупателю не подходит. Чтобы оформить возврат, обычно нужно передать посылку в ближайший пункт выдачи заказов маркетплейса или вызвать для этого курьера. А что делать, если получил ее через постамат?

Сейчас разрабатывается услуга, которая позволит отправлять вещи продавцам так же, как получили, — положив их в ячейку устройства. Ожидается, что таким образом можно будет не только делать возвраты, но и отправлять на ремонт в сервисные центры бытовую технику, а в ателье, химчистку и пункты бытовых услуг — одежду и обувь. 

Новый формат доставки действительно удобный и облегчает жизнь горожан. Ведь чтобы забрать свой заказ, нужно лишь сделать несколько шагов из квартиры. По планам, к 2025 году столичная сеть постаматов разрастется до 10 тысяч.