На высоких скоростях. Что известно о новой бессветофорной трассе Москвы?

В Москве появится новая скоростная и бессветофорная трасса. Об этом заявил столичный градоначальник Сергей Собянин. Он анонсировал создание МСД (Московского скоростного диаметра), который должен соединить Юго-Восточную и Северо-Восточную хорды. 

   
   

Преимуществом данной дороги называют экономию времени москвичей, которые смогут быстрее добираться из нужной им точки А в точку Б. Кроме того, появятся новые связи между вылетными магистралями и районами, а крупные объекты и районы притяжения окажутся ближе друг к другу. 

Из ощутимых плюсов нового проекта — проще станет передвигаться по центру и ТТК, ведь автомобили, которые едут здесь транзитом, будут перенаправлены по более удобному направлению. Несмотря на то, что в названии новой магистрали присутствует слово «скоростной», она будет максимально безопасной. Ведь дорога станет доступной только для легковых автомобилей, здесь не будет транзитных грузовиков и наземных пешеходных переходов. Кроме того, транзит легковых автомобилей из других городов будет минимальным. Потому что ЦКАД и МКАД намного удобнее для таких поездок — они шире, быстрее и со множеством вариантов поездок

По расчетам специалистов, среднее время поездки благодаря такой дороге сократится на 50 минут. Преимущества новой дороги оценят пассажиры аэропортов Шереметьево и Домодедово, так как смогут сэкономить 20-25 минут при поездках в воздушные гавани. Есть и экологическая составляющая в данном вопросе — в разгрузившемся центре городе будет меньше пробок, вследствие чего чище станет воздух, которым дышат москвичи и гости столицы (выброс диоксида азота уменьшится до 15%, угарного газа — до 20%). И актуальный сегодня вопрос будет решен — скорая помощь, которая нередко оказывается в плотном потоке автомобилей, будет приезжать быстрее. Комфортнее себя почувствуют даже водители на МКАД — здесь станет свободнее на 20%. 

«Это один из фундаментальных проектов с точки зрения строительства дорог города Москвы. И это логичное продолжение той концепции строительства сквозных магистралей, какой в качестве примера является Северо-Восточная хорда. И если внутри кольца сформировать строительство и реализовывать этот проект, который анонсировался, а он больше 60 км, то это история про мобильность внутри Москвы из точки А в точку Б. Сегодня, как минимум, это реализовано хордами. Например, та же Северо-Восточная хорда — это прекрасная история про то, что передвигаться внутри Москвы можно быстрее. Но это одно дело быстрее, важно еще, что и прогнозируемо. Потому что с точки зрения трафика и пробок, там будут потери минимальные. Садишься, забиваешь время в навигатор и понимаешь, через сколько ты оказываешься в другой точке», — говорит Антон Журавлев, президент Ассоциации «Цифровая Эра транспорта».

Ну и, конечно же, новую дорогу по достоинству оценят москвичи, которые живут в непосредственной к ней близости, а это — 34 района и 3,6 млн человек. 

Требует ли Москва новых дорог?

Дорожный вопрос всегда волнует и самих москвичей, и столичные власти. Строительство новых трасс в мэрии называют своим приоритетом, так как жители города постоянно передвигаются из разных его частей — на работу, отдохнуть, погулять по центру или паркам и т.д. Новые дороги придают и импульс развития общественному транспорту, а также системе каршеринга. 

   
   

Конечно же, важно понимать, что строительство дорог в Москве — задача сложная, но крайне необходимая. На один автомобиль в столице приходится 27 кв.м. улично-дорожной сети. Если сравнивать с другими городами, то, например, в Париже этот показатель заметно выше — 140 кв.м., в Нью-Йорке и вовсе 203 кв.м.

Сегодня в Москве сфокусировались на создании хорд и их объединении. Ведь последнее помогает сделать поездки что на личном автомобиле, что на такси или каршеринге и даже общественном транспорте более прогнозируемыми и быстрыми.

Зачем Москве скоростные дороги?

Казалось бы, слово «скоростной» и городская трасса несовместимы. Однако российская столица на своем примере показывает, что это не так. Ведь город — это мегаполис, в котором расстояния огромны, и дать людям возможность преодолевать их за минимально возможное время — задача важная. Кроме того, следует параллельно решать проблему разгрузки центра, через который, как исторически сложилось, многие направляются транзитом. Вот и приходят на помощь магистрали, которые изначально запланированы без традиционных нюансов, задерживающих движение — светофоров, наземных переходов и т.д. К тому же такие магистрали, вынесенные за пределы центра, но находящиеся в границах города, помогают соединять целые районы. 

«Действительно, в Москве средняя скорость движения в центре, как ее декларировали, в районе 30 км/ч. В целом, по городу, может быть, 60 км/ч набегает. А на такого рода дороге скоростной режим выше, чем 60 и даже 70 км/ч. Была история с Северо-Восточной хордой, ввиду ее недавнего введения в эксплуатацию, не были готовы соответствующие документы, чтобы установить там предельную скорость выше, сейчас она 90 км/ч. Но при этом внутри Москвы 90 км/ч — это достаточно серьезная мобильность. Поэтому, я надеюсь, если такая дорога будет построена, то она будет построена из лучших материалов дорожного строительства, чтобы, понимая потенциал ее интенсивности и износа верхних слоев дорожной одежды, межремонтный срок был максимально большой. А второе — скоростной режим, который, как мне кажется, должен быть не меньше, чем действующий сейчас на хордах, поэтому 90 км/ч как минимум. Ну и в помощь — отсутствие светофоров», — отмечает Антон Журавлев. 

Помогают строителям решать транспортные и дорожные вопросы и мосты с эстакадами — они способствуют строительству дорог в местах, где по земле это сделать сложно, например, над реками, железнодорожными путями, которыми буквально унизана Москва. 

В чем основная мысль МСД?

Данная магистраль будет новой дорогой, которая включает в себя Юго-Восточную и Северо-Восточную хорды. Новая транспортная артерия города планируется бесшовной и протянется с юга на север. Ее общая протяженность — 68 км. По пути своего следования она свяжет такие крупнейшие магистрали, как Северо-Западная хорда, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Южная рокада, Каширское и Варшавское шоссе. В единую сеть будут объединены парковые зоны (ВДНХ, Лосиный остров, Царицыно, Измайловский парк, парк-усадьба Коломенское, Люблино), более 10 ТПУ, включая ТПУ «Восточный», а также крупные торговые центры, такие как ТЦ «Европолис» и ТЦ «Город».

В первую очередь удобство такой трассы отметят москвичи, которые живут в близлежащих районах или постоянно их посещающие по разным нуждам. 

«Мне представляется, что эта трасса не должна быть сквозной, судя по ее географии и местоположению. Это обеспечение текущего образа жизни москвичей и гостей столицы именно внутри мегаполиса. С точки зрения выезда на эту дорогу или необходимости куда-то заехать, каждый житель выбирает, поехать ему по хорде или по шоссе. Другой вопрос про конечную точку — а куда тебе нужно? Если сегодня мне надо в этот торговый центр, а он на другой стороне, это уже мотивация пользоваться дорогой. Если твой социальный или спортивный объект, куда ты ездишь обычно — это своя выгода. Если вдоль трассы кинотеатры или концертные залы, куда мы любим ходить, конечно, используется по потреблению. Но такая дорога не лишняя — это точно»,  отмечает Антон Журавлев.

Как будет обеспечиваться безопасность поездок?

Безопасность трассы для автомобилистов — вопрос, которые решается еще на этапе проектирования. Данная магистраль будет обособленной. Те автомобили, что раньше ехали транзитом по узким улицам центра с большим количеством пешеходных переходов, теперь поедут по диаметру. Службы, контролирующие безопасность на дорогах — ГИБДД и ЦОДД — имеют уже большой опыт по управлению дорожным движением на таких магистралях, который позволяет обеспечивать безопасность даже при высоких скоростях. Оперативно отслеживать ситуацию на трассе будут сотрудники Ситуационного центра ЦОДД и ГИББД, им в этом помогут камеры видеоаналитики и экипажи Дорожного патруля. 

«Те дороги, где трафик напряженный и требует определенных перестроений и такой светофорной истории, то есть любые вылетные магистрали, имеют большую аварийность. Уже есть не только экспертные оценки, но и практика показывает, что аварийность на скоростных магистралях ниже, чем на обычных, где действует ограничение 60 км/ч. Это связано с тем, что потоки, скажем так, спокойны с точки зрения движения — ты встал в полосу и поехал, когда надо перестроился. И нет рваного стиля вождения. Я больше чем убежден, аварийность на такого типа трассе она будет ниже, чем в самом городе», — отмечает Антон Журавлев.

Создание таких скоростных магистралей — не новинка, Они уже давно присутствуют в общемировой практике. Похожие варианты, например, есть в Сингапуре, Лос-Анджелесе, Сиднее. «В целом таких инфраструктурных картинок из Азии и Европы мы видели немало. И, безусловно, такие вещи практикуются, потому что уровень автомобилизации растет, активность населения растет, она не замыкается на отдельной категории, поэтому сейчас в интересах развития строить объездные, кольцевые и такого рода диаметральные дороги. Единственное — это не должно затрагивать исторические и центральные части», — резюмирует Антон Журавлев.