На перемену. В новых московских школах зоны отдыха похожи на игровые клубы

В школе № 338 можно развлечься и на перемене, и на каникулах, как сейчас. Для этого предназначены и коворкинг, и «Кулинариум». © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В Москве на разных стадиях строительства находятся 119 школ и детских садов. В этом году город возведёт 47 из них.

   
   

Дизайн и наполнение образовательных учреждений не копируют, проектировщики отталкиваются от потребностей жителей конкретных районов. То есть введённый недавно учебный корпус с дошкольным отделением школы № 158 на севере столицы отличается от того, что построят, к примеру, на юго-западе. Впрочем, ряд архитектурных решений, способных повлиять на учебный процесс, тиражируется. Чтобы понять, как это работает, «АиФ» побывал в двух школах Новой Москвы. 

Меньше тёмных уголков – меньше буллинга

В жилых комплексах этой части города квартиры покупают преимущественно молодые семьи с детьми. Потребность района в детских садах и школах высока. Поэтому к 2025 г. здесь произойдёт четырёхкратное увеличение мест для дошкольников и школьников по сравнению с 2015-м.

«Например, в поселении Сосенское был один сад, сейчас – 23, стояла одна школа – теперь 10», – поясняет руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

В Сосенском (точнее, во входящем в его состав посёлке Коммунарка) находятся и те две школы, о которых хотим рассказать. По зданию первой из них ходить пока нужно в строительной каске: искрит сварочный аппарат, громоздятся стройматериалы, пилят, стучат, сверлят. «Это блок для старшеклассников», – рассказывает представитель компании-застройщика Юлия Чернец. Ей виднее. Человек несведущий может лишь предполагать, в каком помещении школьники будут ломать голову над задачками, а в каком обедать. Ясно одно: у школы нестандартная планировка, высокие потолки и широкие коридоры. «Лест­ницы тоже шире обычного, из больших окон на них падает много света, – продолжает Ю. Чернец. – Они безопаснее с точки зрения травматизма и буллинга». Буллинг (агрессивное поведение) – проблема школ во всём мире. Справляться с ней можно не только педагогическими приёмами, но и архитектурными находками. Чем меньше тёмных уголков, тем выше защищённость ученика от общения с хулиганами. Помогают и прозрачные стены из закалённого стекла, установленные в классах и лабораториях.

Спортивный зал, хоть и недо­строенный, мы определили безошибочно, в любой школе это самое большое помещение. А тут так и вовсе площадь 1300 кв. м! Войти в зал можно и с улицы, чтобы в случае необходимости задействовать его для нужд района.

Далее атриум – третья отличительная особенность столичных школ, созданных по современным требованиям. Что происходит в нём, нам разъяснили в другом учебном учреждении Новой Москвы.

   
   

Как меняется пространство

«Это одновременно и концерт­ный зал, и кинотеатр, и лекционная аудитория, – рассказывает директор школы № 338 Мария Андрианова. – В со­временной образовательной среде вообще большинство помещений многофункциональны». Одно из них – коворкинг, где дети на переменах играют в шахматы, расслабляются в гамаке, разглядывают выставку работ других учеников. Здесь можно почитать, поговорить с психологом или поболтать с одноклассниками, расположившись на мягких пуфиках.

Исследуя школу, мы попадаем в «Кулинариум» (тут на кухне, которая оснащена всем, чем только можно, школьники готовят вместе с педагогом). Дальше – коридор, через прозрачные стены которого видно всё, что происходит в классе. Более того, между классными комнатами не монолитная стена, а перегородка (которая заодно является и маркерной доской). При желании две аудитории учитель может превратить в одну.

«Вот это, скажем, кабинет биологии, за ним – класс химии. Я сдвигаю перегородку – и получаем биохимическую лабораторию. То есть, меняя простран­ство, педагог выбирает ту форму, которая подходит ему в данный момент для занятий, – поясняет М. Андрианова. – На потолке закреплены акустические панели, поэтому в разделённых перегородкой классах никто никому не ­мешает».