Москву закружит. До конца 2022 года опробуют Большую кольцевую линию

Из хитросплетений схемы московского метро сделали эффектную световую инсталляцию на тоннелепроходческом щите, когда завершилась прокладка тоннеля к станции БКЛ «Кленовый бульвар». © / Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Мэр Собянин осмотрел станцию «Варшавская» БКЛ. Она почти готова. Впрочем, как и новая кольцевая линия в целом.

   
   

В десятки районов – без пересадки

«Большая работа по строительству БКЛ подходит к своему завершению, – считает Сергей Собянин. – До конца этого года мы проведём технический пуск на оставшемся участке, и кольцо замкнётся». Побывав на южном участке, мэр отметил, что «Каховская» – «Каширская» – ветка старая, она была самой короткой и мало востребованной. Действительно, её длина – 3,3 км. Три её станции – «Каховская», «Варшавская» и «Каширская» – открылись в 1969-м как часть Замоскворецкой линии, а в 1995-м стали отдельной веткой метро. Пассажиров набиралось лишь несколько десятков тысяч человек в день. На линии даже работали укороченные поезда, ожидание следующего поезда длилось целых 5 минут. Но сейчас идёт полная реконст­рукция платформы. По сути, это новое строительство с интеграцией в БКЛ. Станцию разобрали и собирают заново, полностью обновляя основные конструкции и оборудование. Так на «Варшавской» специалисты ведут монтаж инженерных коммуникаций, устройство фасадов входных павильонов, архитектурно-отделочные работы. Общая строительная готовность – 82%.

«Варшавская» Большой кольцевой расположена там, где Чонгарский бульвар примыкает к одноимённому шоссе. Москвичи (всего 370 тыс. человек в Зюзине, Москворечье-Сабурове, Нагорном и Нагатино-Садовниках) очень ждут ввода нового участка БКЛ и открытия станции. К слову, в пешей доступности от неё проживают 76,1 тыс. горожан. Как подсчитали эксперты, к 2030-му пассажиропоток ТПУ «Варшавская» (сюда входят станция метро, платформа Павелецкого направления МЖД – перспективный МЦД-5 – и остановки маршрутов наземного транспорта) составит свыше 69 тыс. человек.

После включения Кахов­ской линии в Большое кольцо интервал движения сократится в несколько раз – до 1,6 минуты, а пассажирам обеспечат возможность без пересадки добираться в десятки районов города. Например, время поездки от «Варшавской» до ТПУ «Печатники» уменьшится в 4 раза – с 48 минут до 12. До «Университета» – почти в 2,5 раза (путь займёт 24 минуты). До аэропорта «Внуково» – в 2 раза (40 минут). До ТПУ «Текстильщики» можно будет доехать всего за 15 минут, никуда не переходя. Кроме того, до 25% снизится нагрузка на Кольцевую линию и до 16% на участки Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской веток метро. За счёт повышения привлекательности поездок на городском транспорте снизится нагрузка на Каширское шоссе (до 8%), на проспект Андропова (до 12%), на Варшавское шоссе (до 7%) и на местную улично-дорожную сеть, что, в свою очередь, улучшит экологическую ситуацию.

В облицовке колонн вестибюля станции БКЛ «Варшавская» пассажиры увидят изображения польской столицы. Фото: пресс-службы «Мосинжпроект».

Огни большого города

В прошлом «Варшавскую» создали по типовому проекту, популярному в 1960–1970-е гг. Сейчас, спустя десятилетия, исторический облик станции пытаются сохранить, включая чеканные панно с изображениями Варшавы. Рисунок исторических панно использован и в облицовке колонн вестибюлей. В ходе реконструкции обновляют входные павильоны. Один из них будет стеклянным. Второй, расположенный вблизи торгового центра, облицуют панелями из оцинкованной стали. Здесь установят витраж и вентиляционную решётку из перфорированных панелей (они имитируют огни города), а также лифт для маломобильных пассажиров.

А началась комплексная реконструкция Каховской ветки для включения в состав Большой кольцевой линии весной 2019 г. По замыслу проектировщиков, работы поделили на два этапа. В 2021-м завершили реконструкцию станции «Каховская», которая была открыта на южном участке БКЛ от «Проспекта Вернад­ского» до «Каховской». Также в рамках первого этапа по­строили соединительную ветку к электро­депо «Замоскворецкое» (раньше оно обслуживало одноимённую линию подземки, теперь же переключено на обслуживание БКЛ). Второй этап таков: до конца нынешнего года предполагается завершить основные работы по реконструкции станций «Варшавская» и «Кашир­ская» и в дальнейшем ввести их в эксплуатацию вместе с участ­ком БКЛ от «Кашир­ской» до «Нижегородской».

25 лет ждали не зря

Москва близка к рекорду. БКЛ должна стать самой протяжённой кольцевой линией метро на планете, обогнав нынешнего чемпиона среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро длиной 57 км. Наша БКЛ протянется на 70 км, откроются 31 станция и 3 электродепо. Для сравнения: протяжённость существующей Кольцевой линии столичного метро – 19,4 км с 12 станциями, т. е. в 3,5 раза меньше БКЛ.

   
   

Большое кольцо соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, благодаря чему разгрузится первый пересадочный контур (станции внутри кольца) и второй (сама Кольцевая линия). Ввод Большой кольцевой линии улучшит транспортное обслуживание 34 районов Москвы с населением 3,3 млн жителей (рядом со станциями проживают 1,18 млн человек). Положительный эффект от БКЛ должны почувствовать все пассажиры метро – ежедневно они сэкономят до 35–40 минут. Да и в давке ездить не придётся: разгрузка Кольцевой линии обещана до 25%, радиальных направлений – до 22%.

Любопытно, что первые идеи строительства БКЛ зародились очень давно, ещё в 1985-м. Но ресурсов было недостаточно, да и другие причины повлияли. В общем, к реализации проекта не приступали в течение 25 лет, до решения мэра Собянина начать строительство. Может быть, так совсем и неплохо, ведь закладываемые в XXI в. технические решения точно прогрессивнее тех, которые были 30 лет назад. Получится присоединить к БКЛ и новые радиусы метро: Рублёво-Архангельскую линию (на станции «Народное Ополчение»), Троицкую (на «Новаторской»). Ещё перспективную линию в Бирюлёво и Щербинку (на «Кленовом бульваре»). На момент пуска линии со станций БКЛ стартуют пересадки на 20 станций, 11 других линий метро, 3 пересадки на МЦК, 8 пересадок на МЦД «Белорусско-Савёловский» (Одинцово – Лобня) и «Курско-Рижский» (Нахабино – Подольск), 13 пересадок на линии железной дороги. Крупнейшими ТПУ Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савёловская», «Нижегород­ская» и ряд других.

Кстати, с 2011 г. сеть метро выросла в 1,5 раза.

Кстати

В эти дни на платформе «Каширской» БКЛ закончили монтаж отреставрированных декоративных панно-барель­ефов на тему «Жизнь страны» – композиции «Линия электропередачи», «Планеты и спутник», «Дома и метрополитен», «Гидроэлектро­станция». В 1969 г. их создала скульптор Зоя Ветрова.