«Московская электронная школа». Преимущества проекта оценивают в регионах

Андрей Никеричев / АГН Москва

Жизнеспособность любой крупной системы оценивается по способности подстраиваться под меняющуюся ситуацию и внезапно возникающие сложности, появление которых предсказать не мог никто. COVID-19 пришел в большинство городов мира, и все отрасли экономики, инфраструктура и система образования вынуждены искать новые способы организации рабочего и учебного процессов. Москва пошла по пути частичного введения дистанта. Сегодня столичные ребята из 1-5 классов пришли в школы, там соблюдены все необходимые противоэпидемиологические меры, а старшеклассники с 6 по 11 класс вместе с учителями-предметниками работают в уже знакомом дистанционном формате, используя ресурсы «Московской электронной школы». Кто-то считает, что дистанционные цифровые технологии в обучении школьников — зло, кто-то считает их полезными и необходимыми. Что говорят сторонние эксперты — учителя из регионов России?

   
   

Только интересным, информативным, технологичным и визуально насыщенным уроком можно мотивировать современное поколение мальчишек и девчонок приобретать академические знания. В «Московской электронной школе» сосредоточен значительный объем наглядного и доступного учебного материала. Благодаря цифровым возможностям офлайн- или онлайн-урок «оживает», становится динамичным. В каждом сегменте школьной программы — от гуманитарных до точных наук — есть возможность использования обширной библиотеки «Московской электронной школы», а также неограниченный лимит для создания новых материалов, что, в свою очередь, мотивирует к профессиональному росту самих учителей. Доступ к «МЭШ» открыт для педагогов из всех регионов России.

Учитель из Томской области Юлия Емельянова считает дистанционное обучение для групп школьников, наиболее подверженных агрессии коронавируса в связи с возрастными особенностями, единственно верным выходом: «Ведь гораздо логичнее перейти на качественное дистанционное обучение всего класса, чем организовывать что-то по остаточному принципу для тех детей, кто находится на самоизоляции или болеет и не может посещать школу. Мне непонятны мотивы противников такого варианта обучения в сложившейся ситуации. На мой взгляд, самыми яркими сторонниками „доски и мела“ становятся те, кто не готов меняться, не понимает реалий меняющегося мира».

Педагог заметила, что в родительском сообществе обычно против дистанта выступают те родители, которые упустили какой-то момент в воспитании ребенка, когда ему нужно было прививать самостоятельность. Проблемы чаще всего возникают в тех случаях, когда у ребенка нет простого навыка самоорганизации, при этом речь не идет о чем-то глобальном, а только о том, чтобы ответственно записать свой пароль, зайти на нужную страницу, внимательно прочитать задание и следовать инструкциям, вовремя выполнять и отправлять решенные задачи на проверку.

«Если родители приучили ребенка к тому, что они за него узнают домашнее задание, выполняют его по ГДЗ, то ждать от него, что он вдруг начнет хорошо учиться дистанционно, точно не стоит», — подчеркивает Юлия Емельянова.

Некоторые школы Томской области весной создали и сейчас используют различные собственные платформы. «У нас есть некий аналог „МЭШ“ — „Томская электронная школа“, — но она, к сожалению, выполняет только функции электронного журнала», — отмечает Юлия Емельянова. Кроме того, не у всех школ есть технологические возможности создавать такие сервисы.

«По опыту могу сказать, что и детям, и учителям, и родителям неудобно, когда постоянно берутся ссылки на материалы из разных источников, происходит неразбериха, голова идет кругом от обилия паролей, ссылок, форматов выполнения работ и хранения материала. Все пришли к выводу, что и в обычное время, и уж тем более во время дистанционного обучения, и для учеников, и для учителей, и для родителей очень удобно, когда есть единая образовательная платформа, на которой всё есть в одном месте», — говорит Юлия Емельянова.

   
   

Комфортность и безопасность единого образовательного пространства очевидны. В «МЭШ» выдержана логичная организация всего цикла образовательного процесса для всех его участников, понятная и единая система, качественный и безопасный контент, проверенный экспертным педагогическим сообществом. «Московская электронная школа», которая уже несколько лет входит в образовательную практику столичных школ, показала себя как полезный и работающий на практике инструмент.

«Изменения в работе школ, вызванные второй волной эпидемии коронавируса, привлекают внимание к использованию интернета в учебе. Немногое изменилось с весны, когда сотни тысяч учителей в нашей стране и за рубежом были вынуждены вспомнить свои курсы компьютерной грамотности и практически осваивать цифровые инструменты, учебно-методические материалы и сервисы. К началу карантина большинство учителей и школьников Москвы уже были знакомы с работой в общегородской цифровой образовательной среде. Накопленные здесь учебные материалы и разработки облегчили шок от перехода к интернет-обучению», — поясняет главный научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук Александр Уваров.

Эксперт считает использование цифровых технологий единственным выходом для образовательных организаций в условиях пандемии, а следующим шагом в развитии «МЭШ» — превращение в цифровую среду персонализированной организации обучения, в инструмент открытой учебной архитектуры, в среду для обучения и самообучения, которая помогает подрастающему поколению сознательно и продуктивно включаться в культуру XXI века.

Учитель обществознания и права Математической школы № 1 им. Х. И. Ибрагимова города Грозного Чеченской Республики, победитель конкурса «Учитель года России-2018» Алихан Динаев считает, что во время сложной эпидемиологической ситуации, когда все учителя неожиданно оказались в совершенно новых и непривычных условиях, «МЭШ» стала для тысяч учителей страны настоящим спасением: «Для меня этот ресурс ценен прежде всего огромным разнообразием интерактивных сценариев для проведения уроков, качественными и современными презентациями и, конечно, готовыми заданиями и упражнениями». По мнению педагога, это экономит огромное количество времени, а также ресурс дает хорошую основу для разработки своих уроков.

Алихан Динаев на своем опыте убедился в том, что «МЭШ» — ещё и сильный мотиватор: «Многие сценарии уроков составлены на столь высоком профессиональном уровне, что они не только полезны на конкретном уроке, но ещё и знакомят нас с новыми педагогическими приемами, мотивируют придумывать что-то новое и буквально заставляют нас становиться лучше». 

Педагог отмечает, что в настоящий момент образовательный процесс в Чеченской Республике идет в обычном режиме, но если из-за распространения коронавируса придется столкнуться с массовым дистанционным обучением, то опыт коллег из Москвы будет полезен, а «МЭШ» как инструмент в арсенале педагогов республики поможет наладить учебный процесс на высшем уровне.

Кстати

Министр образования Хабаровского края Виктория Хлебникова недавно заявила, что край в этом году встает на платформу «Московской электронной школы». Между руководством региона и мэрией Москвы была достигнута договорённость о передаче сервиса бесплатно. Перед началом текущего учебного года столичные эксперты внедрили систему в школы региона. На начальном этапе в процесс включены 6 школ в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском районе.

«Наши школы уже отмечают удобство системы и интерес со стороны школьников к обучению в таком формате. В условиях, когда в нашу жизнь вошли системы дистанционного обучения, проведения уроков онлайн, крайне важно иметь и единый сервис, который легко могут использовать и учителя, и ученики, а не искать способы долгого подключения через разные программы видеоконференцсвязи. Поэтому сервис, разработанный „Московской электронной школой“, в перспективе избавит педагогов от поиска альтернативных видео- или аудиосистем для проведения уроков в удалённом режиме», — подчеркнула Виктория Хлебникова.