Моментально и на высшем уровне. Как меняется экстренная медпомощь в столице

Для столичных больниц строится шесть современных скоропомощных корпусов (ССК), а медики проходят дополнительное обучение. это необходимо, чтобы поднять экстренную медицину в Москве на новый уровень.

   
   

Когда за дело берутся практики

«Ежегодно в больницы поступают тысячи экстренных пациентов, – пишет в блоге на своём сайте мэр Собянин. – Если речь идёт об инфаркте или инсульте, то алгоритмы медпомощи отработаны практически до автоматизма. Теперь настало время добиться таких же улучшений в сфере лечения травм, отравлений, обострения хронических заболеваний».

Задел для этого сделали ещё в 2018-м, когда решили строить сеть ССК для городских стационаров по всему городу (см. инфографику). В следующем году они заработают, причём в Склифе и больнице им. Вересаева – уже в январе.

Нажмите для увеличения

«Каждый комплекс – это полноценная больница с приёмным и диагностическим отделением, операционными, реанимацией и тысячами единиц самого современного оборудования. В общей сложности – более 600 суперсовременных коек, половина из которых – реанимационные, – рассказывает С. Собянин. – Система должна работать как часы и на самом высоком уровне. И поэтому, параллельно со строитель­ством зданий, правительство Москвы совместно с сообществом врачей разрабатывает новый стандарт экстренной помощи пациентам». По словам мэра, стандарт создали не теоретики, часто витающие в облаках, а практикующие врачи и медсёстры с огромным опытом работы в приёмных отделениях.

На прошлой неделе Собянин встретился с главными врачами столичных стационаров, чтобы обсудить как сами стандарты, так и подготовку медперсонала к работе в новых условиях. Под тренировочный полигон переоборудовали один из корпусов резервного госпиталя в Сокольниках: туда попадут 2 тыс. человек, которые пройдут открытый конкурсный отбор, организованный правительством Москвы.

Нажмите для увеличения

87 пошаговых алгоритмов

Отличные кадры (от администраторов до нейрохирургов), умеющие работать командой, – один из принципов новых стандартов. Как и единые алгоритмы, разработанные практикующими медиками: речь идёт о 87 пошаговых алгоритмах, они охватывают более 96% всех поводов для обращения за экстренной помощью.

Оснащение самым продвинутым оборудованием также происходит по единым правилам. Благодаря этому в несколько раз вырастут возможности для проведения сложнейших травматологических, хирургических, сосудистых, нейро- и кардиохирургических вмешательств.

   
   

Ещё один новый ­стандарт – использование новейших цифровых решений. ССК будут работать в безбумажной цифровой среде. Врачи получат доступ к электронной медкарте пациента ещё до прибытия скорой. Принять оптимальное решение им поможет цифровой помощник врача – система, действующая на основе технологий искусственного интеллекта. Что касается оперативной консультации коллег, то их организует Центр критических состояний Станции скорой помощи. Врач, находящийся рядом с пациентом, надевает специальный шлем (очки) дополненной реальности, чтобы консультанты видели больного «своими» глазами. По данным столичного Депздрава, эти технологии апробированы (в том числе в ковидных госпиталях) и уже успешно используются в реанимациях московских больниц.

«Триаж» для скорости

Одной самых ожидаемых новинок станет маршрутизация пациентов по принципу «триаж». Потоки больных будут разделять на три категории: «красную» (нельзя ждать ни минуты), «жёлтую» (требуется срочная помощь) и «зелёную» (угрозы для жизни нет). ­«Красных» тут же везут в реанимацию или в экстренную операционную, а к «жёлтым» и «зелёным» приходят специалисты. Человека размещают в диагностическом зале, и все дальнейшие осмотры и процедуры проводятся непосред­ственно у его кровати.

Ну и последний (но не по значимости) стандарт заключается в том, что в центре внимания должна быть не болезнь, а пациент. Внезапная поездка в стационар – огромный стресс для больных и их родных. Снизить тревогу первых и вторых сможет продуманная система поддержки. Социальные координаторы возьмут на себя немедицинские функции – всё объяснят, соберут необходимую информацию о пациенте, помогут решить такие срочные проблемы, как «Некому забрать детей из школы!» или «А как же моя собака?». Соцкоординаторы будут оказывать помощь, чтобы близкие получали максимум информации о состоянии пациента, планируемых манипуляциях, перспективах выписки или перевода в другие отделения. Для визитёров создадут комнаты ожидания, кабинеты психологической поддержки и кафе.

Так что новые стандарты отражают самую суть грядущих перемен в сфере оказания экстрен­ной медпомощи.

Кстати
Каждый день в Москве дежурят свыше тысячи бригад скорой помощи, ведь ежесуточно более 10 тыс. человек оказываются в угрожающих жизни и здоровью ситуациях. Каждый год в столичных стационарах медики спасают жизни 1 млн экстренно поступивших пациентов.

Мнение экспертов

Заместитель главврача ГКБ им. Боткина Зураб Багателия:

– Открытие скоропомощного комплекса увеличит пропускную способность приёмного отделения со 150 человек в день до 300. Кареты скорой помощи смогут заезжать прямо в холл, где пациента направят в противошоковый зал либо в «жёлтую» или «зелёную» зоны. На крыше будет построена вертолётная площадка, она позволит принимать тяжёлых больных, в том числе из соседних регионов. Лифт доставит напрямую в противошоковую палату, реанимацию или экстренную операционную. Кстати, в Боткинской больнице действует система «триаж». Такой подход позволяет экономить время диагностики и тратить его на оказание качественной помощи пациенту.

Заместитель главврача по хирургии ГКБ им. Буянова Саркис Асратян:

– Мультидисциплинарный подход позволит индивидуально подойти к лечению каждого пациента. Профильные специалисты вместе разрабатывали алгоритмы и стандарты оказания медицинской помощи по каждому заболеванию: это даёт полное понимание зоны ответственности и принципов взаимодействия друг с другом – врача, медсестры, вспомогательного персонала.