Совет директоров Российских железных дорог (РЖД) может выставить на продажу Рижский вокзал, об этом сообщают СМИ. Aif.ru вспомнил историю этого знакового объекта и важные события, связанные с ним. РБК со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что стоимость Рижского вокзала оценили в 1 млрд рублей.
Рижский — самый маленький московский вокзал. У него всего две платформы. Особенным его делает неповторимая аура. У него, единственного в столице, оставались низкие пассажирские платформы. А ещё до середины 1970-х над ними сохранялся металлический навес на массивных чугунных опорах.
Все эти детали делают его неповторимым и уникальным. Придают ему особое обаяние тихой станции где-то в глубинке, а не столичного вокзала. Именно поэтому, наверное, Рижский особенно полюбили отечественные кинематографисты.
Здесь Эльдар Рязанов снимал «Вокзал для двоих», Карен Шахназаров — «Мы из джаза», а Татьяна Лиознова — «Семнадцать мгновений весны». Во всех этих знаменитых фильмах Рижскому доставались очень разноплановые роли: от провинциальной станции и ретровокзала до заграничного железнодорожного терминала.
Как видим, широкий диапазон. И он блестяще справился с задумками режиссёров. Если не знать, где снимались сцены на вокзалах, то узнать в них Рижский непросто. Во всяком случае мало кому это удавалось. И тихая провинция, и заграница — всё в его исполнении выглядело очень правдоподобно и убедительно.
Грандиозная история
У Рижского большая и интересная история. Были в ней и звёздные, и менее блестящие моменты. Однако он всегда держался с большим достоинством. Даже когда стал самым маленьким вокзалом в Москве.
В позднесоветские и постсоветские времена загрузка у него была небольшой. Пассажирские поезда от него отправлялись в Псков, Великие Луки и Ригу.
Стоит отметить, что Прибалтика тогда вообще считалась советской заграницей. И это тоже делало его особенным. В билетные кассы из-за небольшого пассажиропотока никогда не было очередей.
Но Рижский не всегда был тихим, спокойным и маленьким. При его закладке и строительстве ему прочили великие дела. В конце XIX века русскому капиталу требовались новые выходы на внешние рынки. В качестве наиболее подходящих вариантов рассматривались возможности незамерзающих балтийских портов.
Однако для их полноценного использования не хватало транспортных путей с большой пропускной способностью. Тогда за дело взялось Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Купцы объявили о намерении построить «железную дорогу нормальной колеи протяженностью около 1030 вёрст для соединения кратчайшим путём Москвы с Виндавой», ныне это порт Вентспилс в Латвии.
От Николаевских времён
К строительству приступили по высочайшему указу Николая II в марте 1897 года. Главный вокзал для неё было решено построить на пустынной окраине Москвы, в самом конце 1-й Мещанской улицы.
Здание было построено по проекту архитекторов Станислава Бржозовского и Юлия Дидерихса. Оно состоит из трёх двухэтажных частей, соединённых между собой одноэтажными переходами. Все строения выполнены в неорусском стиле.
В начале прошлого века вокзал стал самым загруженным в городе. В основном он обслуживал товарные потоки. Рядом расположили товарный двор, депо и проложили подъездные пути.
За сто с лишним лет несколько раз менялись названия вокзала. Сначала он был Виндавским, потом стал Балтийским. В 1942 его переименовали в Ржевский, и только в 1945 присвоили привычное название — Рижский. В 2021 году его признали «объектом культурного наследия регионального значения».
Рижский вокзал в последние свои годы выполнял роль не только транспортного узла. От него отправлялась ретроэкскурсия на паровозе времён Великой Отечественной войны до платформы «Красный Балтиец», где в старейшем действующем депо «Подмосковная» проводили экскурсию.
В майские праздники с Рижского вокзала отправляется «Поезд Победы», а с 2021 года — от вокзала до Ржевского мемориала дважды в сутки курсирует электропоезд «Ласточка».