Зачем люди приходят в соцзащиту? И почему остаются в ней? Мы поговорили с москвичкой, которая уже 10 лет на этой работе — и признаётся, что менять её не собирается
— Я в соцзащиту вообще-то случайно попала. Мимо шла! — смеётся Валентина. — У меня тогда был на руках маленький ребенок. Решила попробовать. Когда не удавалось оставить ребенка, брала его с собой, бабушки очень радовались, когда нас вместе видели. А по вечерам в институте училась. Мне очень нравится эта работа: всегда на свежем воздухе, нет рутины, я сама себе хозяин. Как будто весь день ходишь по гостям! Тем более я на машине, мне проще закупать и развозить все необходимое.
Валентина Дормидонтова — социальный работник Территориального центра социального обслуживания «Алексеевский». На этой работе она уже десять лет. По образованию — специалист по бизнес-управлению, секретарь-референт. А по призванию — человек, помогающий людям.
На самом деле её «гости», по которым она ходит сейчас, — это ее подопечные, 19 москвичей, которые состоят на надомном социальном обслуживании. Каждого надо навестить, принести продукты и лекарства, помочь с уборкой, приготовлением пищи, выслушать.
— Сейчас, когда прихожу, прошу: «Масочку наденьте». Сами мы тоже носим все защитные средства: маски, перчатки, пользуемся антисептиками. Подопечные часто спрашивают, не устала ли. Я всегда стараюсь улыбаться, говорить о хорошем, подбадривать людей и поддерживать их. Еще мои подопечные могут попросить помочь с оплатой счетов — не все умеют онлайн-сервисами пользоваться — или с решением каких-то других бытовых вопросов.
Кроме москвичей на надомном обслуживании в этот тяжелый период еще социальные работники столицы помогают москвичам в возрасте 65 лет и старше, а также людям с хроническими заболеваниями. Всем им, остающимся дома и нуждающимся в эти дни в поддержке, Валентина тоже помогает, просто не может по-другому. В основном это помощь в покупке и доставке лекарств и продуктов.
— Кто-то первый раз обращается, а многие по несколько раз. Здесь мы оказываем помощь уже бесконтактно. Приносим, оставляем у двери и отходим на безопасное для человека расстояние. Здесь очень важно соблюдать все меры безопасности. А вообще я привыкла помогать. Когда делаешь добро, оно потом к тебе поворачивается.
Алексеевский район для Валентины родной. Здесь она выросла, пошла в школу, потом в институт. Ее тут знают очень многие, и сама она, передвигаясь в течение дня по местным улицам, встречает то одного, то другого знакомого: «Тут как большая деревня!».
10 лет — немалый опыт. Ситуации бывали разные, но у Валентины всегда в приоритете — ободрить, поддержать, порадовать. Был случай, еще до объявления эпидемии в Москве, когда одну подопечную она обнаружила в очень угнетенном состоянии. Бабушка жаловалась на жизнь, была близка к отчаянию. И в выходной день Валентина отвезла её в кафе. А еще покатались по ВДНХ и Сокольникам! Другая бабушка, к которой Валентина пришла месяца полтора назад, чувствовала себя явно неважно. Задыхалась. Валентина предложила вызвать скорую и, как обычно, стала разговаривать. Спокойно и ободряюще, как всегда старается общаться со своими подопечными. Минута, другая, третья. И к концу разговора бабушке заметно полегчало.
— Когда ушла от неё, я перезванивала еще, уточняла, не вызвать ли врачей. Но приступ прошел, — улыбается Валентина.
Времени сейчас часто не хватает даже на любимые увлечения, которых немало. Валентина любит мастерить, может, например, по просьбе знакомых молодых родителей сделать забавный торт из памперсов и пеленок, который не сразу отличишь от настоящего. Иногда вяжет по вечерам. И признается, что не отказалась бы вновь заняться каратэ, которым увлекалась когда-то. Далекоидущих планов она сейчас не строит, про отпуск и не думает. Но говорит, что хотела бы поехать отдохнуть в деревню, на природу, к родственникам в Ульяновскую область, когда будет такая возможность.