Львы с мордами ящеров. Как выглядит могила Салтычихи в Москве

Екатерина Скрижалина / АиФ

Старое Донское кладбище — уникальное. Его территория вмещает в себя некрополь, Донской монастырь, церковь. Погост здесь — самый крупный из сохранившихся в Москве кладбищ XVIII — XIX веков. 

   
   

В будние дни здесь много туристов и прихожан. По территории водят экскурсии, рассказывают о знати, которая здесь покоится. В начале 90-х Старое Донское кладбище уже было переполнено, поэтому власти города решили обустроить рядом Новое Донское кладбище (с крематорием), где стали хоронить видных советских деятелей политики и культуры. Но настоящий шик прошлого царит на Старом Донском. Сейчас там идет реставрация. Понаблюдать за работой мастеров весьма интересно: как скрупулезно они обрабатывают стены, ограждения храма, пытаясь в точности восстановить их исторический облик.   

Фото: АиФ/ Екатерина Скрижалина

Но мы движемся дальше, нам необходимо отыскать могилу «Кровавой барыни», той самой Салтычихи, легендарной Дарьи Николаевны Салтыковой. Ее могила находится именно здесь, по адресу: город Москва, Донская площадь, 1с31. Хотя ранее ходили слухи, что Салтычиха погребена далеко от Москвы. Но это не так.

Убила 75 человек

Дарья Николаевна Салтыкова была богатой русской помещицей, вошедшей в историю как изощренная садистка и серийная убийца. Крепостные ее называли Салтычиха и Людоедка. Отметим, что она прожила более 70 лет. Долгие годы она убивала своих подданных. Особенно доставалось молодым крестьянкам. Следователь по делу Салтычихи вел расследование, прибегая к данным домовых книг. Вот именно в этом месте нашлись несостыковки, уж слишком часто ее крепостные умирали от болезней: по официальным записям, 50 человек с лишним скончались от недугов; 72 человека — «безвестно отсутствовали», 16 считались «выехавшими к мужу» или «ушедшими в бега». Судя же по фактам, которые сохранились до наших дней, выяснившихся после обысков во владениях и вотчинах Салтычихи и рассказов ее крепостных, в общей сложности ею было убито 75 человек, в основном женщин и девушек. Следователям удалось доказать 38 эпизодов душегубства. Решением Сената и императрицы Екатерины II в 1768 году Дарья Николаевна была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к смертной казни. Правда, позднее мера наказания была изменена на пожизненное заключение в монастырской тюрьме, где осужденная и умерла.

Фото: АиФ/ Екатерина Скрижалина

Девушка с вазоном 

Но возвращаемся к нашему путешествию на Старое Донское кладбище. Минуя ворота и коридор во двор погоста, наблюдаем живописный вид: много зелени, монастырь, прихожане, бурно обсуждающие насущные дела. Мы прошли вглубь. Здесь почти все могилы похожи друг на друга: каменные, с мхом, немного покосившееся от времени саркофаги с фресками, без привычных крестов над погостами, без высоких обелисков, памятников. На Старом Донском кладбище этого нет. В этом месте готическая эстетика превалирует. Старое Донское не сравнить с Троекуровским или Ваганьковским — этот некрополь другой.

Фото: АиФ/ Екатерина Скрижалина

Если сравнить Старое Донское с Троекуровским, где похоронены видные деятели культуры и искусств, на площадях первого — без труда мы можем увидеть портреты, памятники, цветы. Этого вы не увидите на Старом Донском — здесь главенствуют гипсовые ангелы и плакальщицы. Более получаса мы бродили в поисках могилы Салтычихи, поспрашивали туристов, многие ответили следующее: «Ой, да, наверно, ее могилу уже перенесли. Все здесь меняется!» 

Но мы продолжили искать белоснежную скульптуру девушки с вазоном и белым крестом. Именно так должна была выглядеть могила Салтычихи.

   
   
Фото: АиФ/ Екатерина Скрижалина

Идем между могил

Время беспощадно, поэтому все скульптуры, обелиски из-за климатических столичных условий несколько видоизменились, но шанс оставался. В глубине некрополя мы увидели две могилы: одна — с относительно ровным надгробием, другую повело вправо. Она как бы облокотилась на первую, а чуть дальше — девушка с вазоном. В одиночестве, без крестов — именно в этом месте покоится Дарья Николаевна вместе с сыном Федором.

Фото: АиФ/ Екатерина Скрижалина

Эпитафия на камнях могилы Федора Салтыкова сохранилась лучше. Он скончался в 1801-м. На их могилах можно разглядеть фамильный герб семьи — орел. Правда, на гербе по сторонам должны быть лошади, но сегодня на них нет ни намека. Обрамление орла украшают неведомые звери на фресках, напоминающие львов, но с мордами обезьян, смешанных со змеями или ящерицами. Многие историки относят эти жуткие фрески на могиле «Кровавой барыни» к ее личности — такой же устрашающей. 

Фото: АиФ/ Екатерина Скрижалина

Добавим, в соцсетях часто обсуждалось, что на могилу Салтычихи плюют, бросают на нее мусор. Мы увидели, что территория вокруг ее погоста чистая, лишь природа внесла изменения во внешний вид ее могилы. Также в соцсетях мы нашли информацию, что у Салтычихи якобы есть еще одна могила — ложная. Обелиск, который располагается на входе на кладбище. Вот здесь мы увидели монетки, свежие гвоздики. Говорят, что деньги сюда приносят преступники и их родственники, жаждущие помощи от Салтычихи. Однако, скорее, это легенда и не более. На обелиске нет опознавательных знаков, кому он принадлежит.