Ломая стереотипы. Как изменился стандарт экстренной помощи в Москве

Фото: Анна Соколова / АиФ

Новый стандарт экстренной медпомощи представили в рамках программной сессии в общественном штабе Собянина 17 августа. Стандарты скорой помощи на программной сессии по здравоохранению столицы обсудили главный врач Городской клинической больницы им. В. В. Вересаева Игорь Парфенов и заместитель генерального директора Московского центра инновационных технологий в здравоохранении, член Общественной палаты Москвы Татьяна Кривенко.

   
   

«В 2018 году мы задумались о том, что нужно менять структуру приемного отделения, — рассказывает директор НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского Сергей Петриков, доверенное лицо Собянина. — Потому что провели мониторинг отзовиков и выяснили, что 60% негативных отзывов о нас генерирует именно оно. Решили поменять кабинетную систему, традиционную для здравоохранения с советских времен».

Петриков говорит, что первым делом в отделении сломали все стены и двери. Чтобы не пациент ковылял по кабинетам для прохождения диагностических процедур, таких как УЗИ, рентгенографии, МРТ и другие, а все обследования «приезжали» прямо к пациенту. 

Конечно, одних перемен в планировке помещения было недостаточно. Важно было объяснить каждому сотруднику, почему так работать лучше.

Фото: АиФ/ Анна Соколова

«Самое тяжелое было, как ни странно, изменить психологию сотрудников, — объясняет директор „Склифа“. — Все же десятилетиями привыкли работать по устоявшейся схеме. Мы поставили кулеры в приемное отделение. А до этого никто не задумывался о том, хотят ли пациенты пить».

По его словам, первые, кто ощутил счастье от новой системы организации маршрута в приемном отделении, были сотрудники службы УЗИ. Потому что раньше это обследование шло последним в списке, и люди до них доходили уже изрядно нервированными. 

Также, продолжает Петриков, институт оснастили новейшими гибридными операционными. Гибридные — означает то, что в них можно осуществлять самые разные виды операционных вмешательств.

   
   

«Недавно к нам поступил мотоциклист после тяжелого ДТП, — вспоминает Петриков. — У него были множественные повреждения. И за операционным столом работали одновременно три бригады хирургов. Сосудистые хирурги устраняли разрыв аорты, другая бригада оперировала разрывы органов брюшной полости, а травматологи работали с переломами. А раньше такие вмешательства шли по этапам. И поверьте, что в случае того мотоциклиста до третьего этапа мы бы не дошли, пациент бы скончался».

Все эти нововведения в институте им. Склифосовского были организованы в рамках перехода к новому московскому стандарту экстренной медицинской помощи. Это единые медицинские алгоритмы — главное в них: сократить время процедур, ведь часто счет идет на минуты. Это единый стандарт оснащения оборудованием и технологиями — уровня лучших клиник мира. Это цифровая медицинская карта пациента — все его диагнозы, все обследования, все анализы доступны одним кликом компьютерной мышки. Особенно это актуально для экстренных случаев, когда нет ни времени, ни возможности даже расспросить пострадавшего о состоянии его здоровья. 

Фото: АиФ/ Анна Соколова

Реализовываться новый стандарт в Москве будет через систему флагманских центров. Два из них уже запущены — это НИИ им. Склифосовского и ГКБ им. В. В. Вересаева. На подходе еще четыре центра, они возводятся на базе ГКБ им. С. Боткина, ГКБ № 15 имени О. Филатова, ГКБ имени В. Буянова и ГКБ № 1 имени Н. Пирогова.

«Когда три года назад нам представили проект флагманского центра, в который должна будет преобразоваться наша больница, нам не то чтобы не верилось, но, скажем так, мечталось, — признается главный врач ГКБ им. В.В. Вересаева Игорь Парфенов. — Однако мы открылись в январе и увидели, что эти принципы работают. Более того, за эти полгода мы смогли пролечить на 30% больше пациентов на тех же мощностях».

Один из ключевых принципов нового стандарта экстренной медицинской помощи — пациентоориентированный подход. С пациентами флагманских центров и их близкими работают социальные координаторы, психологи и специалисты центров госуслуг.