Крылатая Скорая. Московская санитарная авиация отмечает свой первый юбилей

Вертолёту, чтобы добраться к пациенту в любую точку города, нужно всего 7–10 минут. © / Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Первые спасательные самолёты в Москве появились ещё в 1990-х годах. Но тогда они использовались крайне редко (не более 80 вылетов в год) и вылетали в основном на дорожно- транспортные происшествия.

   
   

История московской санитарной авиации ведёт свой отсчёт с 2007 года. Тогда для проведения спасательных работ в столице было заключено соглашение между Московским авиационным центром и Центром экстренной медицинской помощи, закуплены вертолёты, подготовлены лётчики и врачи.

В первые годы летучие медицинские бригады в основном оказывали помощь пострадавшим в ДТП. Но с каждым годом задачи санитарной авиации усложнялись.

Золотой час

«Сегодня в 50% случаев сотрудники санавиации вылетают на помощь людям с сердечно-сосудистыми катастрофами, – рассказывает замруководителя Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы Сергей Гуменюк. – Зачастую только благодаря этому удаётся соблюдать «правило золотого часа», которое спасает жизнь пациентам с инфарктами и инсультами».

Без крылатой скорой в условиях мегаполиса с его большими расстояниями и сложным трафиком доставить пациента в больницу порой бывает невозможно. Вертолёту, чтобы добраться в любую точку города, нужно всего 7–10 минут. Первая помощь пациенту оказывается сразу после прибытия бригады санитарной авиации. В отличие от европейских стран, где на вертолётах работает средний медицинский персонал, в составе московских бригад исключительно врачи – реаниматологи-анестезиологи.

«Санитарный вертолёт – это реанимационная палата в миниатюре, – поясняет Сергей Гуменюк. – В нём есть всё необходимое оборудование. Если человек перестаёт дышать – его подключают к аппарату искусственной вентиляции лёгких. При нарушении сердечной деятельности применяется дефибриллятор. Все поверхности вертолёта диэлектрические, поэтому кардиоразряды можно выполнять в полёте».

Сегодня в Москве несут дежурство три вертолёта санитарной авиации – на территории больницы № 79 им. Юдина (круглосуточно) и в больнице № 15 им. Филатова, которые входят в сердечно-сосудистую сеть столицы. Ещё один – в аэропорту Остафьево (ТиНАО). Планируется, что в ближайшее время вертолёт будет круглосуточно дежурить и при детской больнице им. Башляевой.

   
   

Помогут всем

Решение о вылете принимает старший врач авиационного Центра медпомощи. В приоритете – дети (их около 9% от общего числа пациентов) и люди с инфарктами и инсультами из Новой Москвы. Диспетчерский пункт центра оборудован мониторами, на которые передаётся изображение с городских камер наблюдения. Когда регистрируется чрезвычайная ситуация, диспетчер может самостоятельно принять решение о направлении бригады на место происшествия. «Московские санитарные вертолёты принимали участие в эвакуации пострадавших при крушении «Невского экспресса», взрывах в метро на станциях «Лубянка» и «Парк культуры», в ликвидации последствий аварий в метро «Славянский бульвар» и «Парк Победы», пожаров в ТРЦ «РИО» и многих других происшествиях», – вспоминает первый замдиректора Московского авиационного центра Владимир Фёдоров.

«Для полётов над столицей нужна ювелирная техника пилотирования. Поэтому на работу в санитарную авиацию берут не только лучших врачей, но и наиболее опытных пилотов, – рассказывает замкомандира второй эскадрильи, пилот Московского авиационного центра Вячеслав Калёнов. – Среди них много военных с опытом работы в «горячих точках», участников боевых действий, ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые способны принимать быстрые решения. Почти все наши пилоты отмечены государственными наградами. Желающих работать у нас много. Но для работы в московской санитарной авиации нужны не только отменное здоровье, большой опыт, но и психологическая устойчивость. У нас чисто мужской коллектив, поскольку для такой работы требуется ещё и физическая сила».

Смотрите также: