Конкурс красоты. Архитекторы посоперничали за право создавать облик БКЛ

Поезд на станции «Аминьевская». © / Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Мэр Собянин на прошлой неделе осмотрел ход строительства электродепо «Аминьевское» – оно войдёт в число крупнейших в стране. Своевременное открытие «Аминьевского» позволит в плановом объёме запустить БКЛ.

   
   

Все основные строительные работы на БКЛ планируется закончить уже в этом году, а заработает она в начале 2023-го. Аif.ru посмотрел, чем с архитектурной точки зрения интересны действующие и строящиеся станции Большого кольца.

Только отечественные материалы

В 2014-м по инициативе мэра возобновились открытые архитектурные конкурсы на дизайн станций подземки. И внешний вид шести платформ БКЛ выбрали в ходе трёх международных конкурсов. В первом определился облик станций западного участка БКЛ – «Мнёвники» и «Терехово». «Всего была подана 121 заявка от претендентов из 16 стран, – напоминает заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства ­Андрей Бочкарёв. – Обе станции с 2021 г. принимают пассажиров, которые могут оценить оригинальные художественные решения победителей конкурса». В следующем конкурсе участники предлагали свои проекты строящихся станций северо-восточного участка: «Марь­иной Рощи» и «Рижской». По итогам третьего конкурса архитектурную концепцию обрели станции восточного участка БКЛ «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар». Важное уточнение: при отдел­ке и оформ­лении станций московского метро будут использоваться только отечественные материалы. Об этом рассказал директор программы проектов дивизиона по строительству метро ГК «Мос­инжпроект» Валерий Вязовой.

Кольцо притяжения

Маршрут Большой кольцевой отвечает современным требованиям транспортного обслуживания города. Кроме того, принят во внимание потенциал градостроительного развития столицы. «Разработка вариантов трассировки линии метро, размещение станций и организация пересадочных узлов БКЛ учитывают особенности уже сложившейся и перс­пективной городской среды», – отмечает председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. Также, по её словам, новое кольцо проложено с учётом планировочных, градостроительных, инженерных и некоторых других ограничений. БКЛ проходит по 26 районам в срединной зоне города так, чтобы избежать дублирования трассы МЦК. Председатель Москомархитектуры считает, что с запуском Большой кольцевой 2 млн москвичей получат метро в шаговой доступности от дома и 1,5 млн человек – рядом с работой.

Линия послужит и фактором развития тех районов столицы, которые расположены в зоне влияния БКЛ. Инвесторы проявляют большой интерес к площадкам, расположенным около станций нового кольца. «На каждый вложенный в ­ин­фра­­структуру рубль мы получаем ­3 рубля частных инвестиций. Это и новые рабочие места, и налоги в бюджет, и комплексное развитие территорий – всё то, чем сегодня живёт мегаполис», – говорит Бочкарёв.

«Рижская»

Фото: предоставлено «Стройкомплексом Москвы»

Простые линии, игра света, сочетание гранита, стекла и металла создают иллюзию открытого пространства. Платформу украсят металлические арки, их чередование усилит художественный облик станции. «Арка стала символом будущей станции. Она символизирует вход, усиливает его значение, – поясняет разработчик проекта, руководитель отдела интерьеров и ланд­шафтного дизайна Blank Architects Магда Кмита. – Вдохновением послужили Триумфальная арка и порталы готических соборов».

«Мичуринский проспект»

Фото: предоставлено «Стройкомплексом Москвы»

«Мичуринский проспект» стал первой полуподземной станцией московского метро. Это связано с перепадом высот вдоль магистрали. Одна сторона платформы глухая, вторая – с панорамным видом на город. Главная идея в оформлении – дружба между Россией и Китаем (даже саму архитектурную концепцию разрабатывала группа китайско-российских проектировщиков). Акцент сделан на композиции из подвесных освещённых панно, украшенных китайскими орнаментами.

   
   

«Давыдково»

Фото: предоставлено «Стройкомплексом Москвы»

Это двухуровневая станция мелкого заложения. Рядом с ней расположена крупная база МЧС России, поэтому оформлением архитекторы выражают признательность российским спасателям. В кассовом зале разместилось панно «Звезда спасения» с девизом «Предотвращение. Спасение. Помощь». 

«Электрозаводская»

Фото: предоставлено «Стройкомплексом Москвы»

По планировке станция напоминает «Комсомольскую» Сокольнической линии. На одной стороне «Электрозаводской» по балкону проходит пешеходная галерея, которую украшают большие панорамные проёмы. Это один из главных элементов декора. На путевой стене, напротив пешеходной галереи, – панно «Битва героев», оно воссоздаёт собирательный образ защитника Родины от посягательств врагов на её независимость в эпоху Древней Руси. 

«Кленовый бульвар»

Фото: предоставлено «Стройкомплексом Москвы»

Станцию, оформленную в стилистике дворца царя Алексея Михайловича, откроют недалеко от Коломенского. Продолжается установка главного дизайнерского элемента платформы – подвесного потолка, напоминающего силуэтом своды дворцов допетровской Руси. Он выполнен из алюминия с декоративным покрытием. Расположенные внутри него светильники будут имитировать звёздное небо. Зеркальные элементы, используемые в отделке, завершают образ и зрительно увеличивают простран­ство. Отделочные работы почти завершены.

«Нагатинский затон»

Фото: предоставлено «Стройкомплексом Москвы»

Московское архитектурное бюро Za Bor Architects попыталось превратить станцию в музей, посвящённый обитателям рек столичного региона в целом и Нагатинского затона в частности. Так, на платформе смонтирована композиция «Лещ» размером 7,3 на 3,4 м. «Плывут» карась, бычок, ротан, голавль, уклейка, налим, окунь, судак, плотва и головастик. Самая большая декоративная живность – щука: площадь панно 14 на 3,6 м. В вестибюле будут рыбки поменьше.

«Нижегородская»

Фото: предоставлено «Стройкомплексом Москвы»

В дизайне отражён образ конструктора «Лего». Станцию поделили на части с помощью цвета, что помогает пассажирам ориентироваться. В отделке использовали современные материалы, в том числе керамогранит серого цвета (он имитирует бетон), металлокерамические и керамогранитные панели жёлтого, оранжевого, зелёного и голубого цветов. Например, стены переходов, вестибюля и платформ облицованы керамогранитом и натуральным камнем. Потолок отделан алюминиевыми панелями. Стены и карнизы украсила современная графика.

«Сокольники»

Фото: предоставлено «Стройкомплексом Москвы»

Дизайн определён в ходе международного архитектурного конкурса. Оформление посвящено строительству первых станций метрополитена: на потолке разместят фрагменты плакатов тех лет. А одну из путевых стен превратят в большое декоративное панно в стилистике Малевича, Татлина и Лисицкого.

«Марьина роща»

Фото: предоставлено «Стройкомплексом Москвы»

На платформенном участке и в вестибюле сейчас заканчивают монтаж освещения. Оно закарнизное, т. е. светильники укладываются в лоток, спрятанный за архитектурной стеной из натурального камня. Станция строится на глубине порядка 70 м и является самой глубокой на БКЛ. Дизайн, выполненный победителем конкурса – архитектурным бюро AI-Architect, – отсылает к старинным дворянским усадьбам с фарфором и изразцами. Колонны на платформах напоминают пузатые фарфоровые чайники. Вестибюль украсят шары диаметром 2,5 м.

«Савёловская»

Фото: предоставлено «Стройкомплексом Москвы»

«Савёловская» стала своего рода музеем метро: здесь можно увидеть тюбинги метротоннеля, обычно скрытые от глаз пассажиров. Эксперты называют оформление станции стилем лофт, для которого характерно использование «промышленных» элементов. Сохранение открытой тюбинговой отделки путевых стен – уникальное решение в дизайне российского метрополитена.