Для нас, пассажиров, БКЛ только начинается. Крупнейшую в мире кольцевую линию вот-вот покинут строители. О том, как росла новая линия, aif.ru рассказал зам главного инженера СМУ № 8 «Мосметростроя» Дмитрий Файзрахманов.
Красота в чугуне
Мы договорились встретиться на «Савёловской» (действует с конца 2018 г.). В её строительстве, как и в возведении соседней «Марьиной Рощи», 38-летний москвич принимал участие.
Подземная платформа похожа на модный лофт: стены и потолок над рельсами выглядят брутально благодаря чугунным тюбингам. «Это скелет любой станции, – объясняет Дмитрий. – Обычно его видят только строители, а потом он скрывается под другими материалами. Для нас тюбинги всегда красивые, а тут оказалось, что их можно вписать в интерьер, и получится круто. На «Марьиной Роще» тоже есть участки, где они видны. Кстати, болты на тюбингах закручивают вручную. Маркшейдеры (инспекторы) проверяют каждый, после чего кольцо закрепляется постоянными болтами. Сколько колец мы прошли? 255 на одной «Марьиной Роще».
Большая кольцевая – самая длинная кольцевая в мире (другие рекорды см. в «БКЛ в цифрах»). А на «Марьиной Роще» – самый длинный в столице эскалатор – 130 м. Да и глубина тоннелей тут предельная даже для московской подземки – 67 м. «Но самое главное – это расположение «Марьиной Рощи» под одноимённой станцией Люблинско-Дмитровской ветки, которую не останавливали на время строительства этого участка БКЛ, – говорит Дмитрий Файзрахманов. – Объект был весь обвешан системой мониторинга, чтобы моментально фиксировать любые отклонения от нормы, а пассажиры и не подозревали, что совсем рядом кипит стройка». Совсем рядом – это не фигура речи: 6 м между двумя «Рощами» по подземным меркам – считай вплотную друг к другу.
Влюблённые в метро
Метростроевец признаётся, что при сдаче очередного объекта бывает грустно. Зато потом, когда проезжаешь в вагоне по тоннелям, где провёл месяцы и годы, не верится, что так было не всегда. «На самом деле быть строителем – это быть адреналинщиком, – говорит Дмитрий. – Случайные люди быстро уходят, остаются влюблённые в метро. Я помню, как лет 10 назад был в отпуске в Испании и ради интереса осматривал тамошнее метро, электрички и пересадочные узлы. Такая зависть тогда взяла… А потом в Москве началось эпохальное строительство. МЦК, сложнейшие ТПУ, диаметры (я сам, например, часто пользуюсь МЦД‑2). Используются новейшие технологии, невероятная техника. Я горжусь, что приношу пользу родному городу».
Кстати, после запуска «Савёловской» на медиафасаде на Новом Арбате показывали ролик, в котором благодарили метростроителей. Среди героев был и Дмитрий Файзрахманов. Почему он влюблён в метро? А по наследству передалось. Дед был шахтёром, отец – почётный строитель РФ – работает в Мосметрострое. Дмитрию и Накипу Файзрахмановым даже довелось вместе реконструировать «Маяковскую». «Я благодарен отцу за всё. Помню, в 18 лет попросил у него денег на цветы для девушки, а он сказал: «У тебя каникулы, сынок, иди и заработай», – вспоминает Дмитрий. – И кстати, совмещать работу и учёбу вполне реально. На себе проверил. Зато теперь у меня работа, которую я ни на что не променяю».
БКЛ в цифрах
- БКЛ – самая длинная кольцевая в мире – 70 км;
- 31 станция;
- минимум на 15% разгрузит МЦК, Кольцевую и радиальные линии;
- при строительстве БКЛ установлен мировой рекорд по числу работающих тоннелепроходческих комплексов – 23 щита одновременно работали на разных станциях;
- станция «Нижегородская» БКЛ входит в крупнейший в Европе транспортно-пересадочный узел на 400 тыс. пассажиров.
Мэр Собянин – о БКЛ:
2021 г. «29 декабря 2021 г. Пройдены 143 км тоннелей. Большое кольцо замкнулось именно сегодня. Этот день навсегда войдёт в историю метростроения Москвы».
2023 г. «За счёт появления многочисленных альтернативных маршрутов положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры метрополитена. Экономия времени составит до 35–45 минут в день».