Ремонтные бригады выезжают на места разрушений, как только прекращается огонь. «Зеленстрой» приводит в порядок клумбы, обрезает сломанные ветви деревьев, а дворники метут улицы. Такой он — Донецк. Тут и в 2014-м, несмотря на обстрелы и бои на окраинах, розы высаживали, улицы тщательно мели и мыли. А благодаря помощи Москвы город и сегодня почти не похож на военный. Специалисты столичных «Мосгаза», «ОЭК», «Мосводостока», «Автомобильных дорог» трудятся здесь каждый день без выходных. Проезжая по Донецку, постоянно видишь ограждения, конусы, сигнальные ленты: там трубы меняют, тут кабель прокладывают, вот поднимают шифер на крышу, а вот — укладывают асфальт.
Кузнец Артем укладывает бордюры
В Калининском районе Донецка, недалеко от Макеевки, с тротуарами давно было плохо — асфальт потрескался, а местами разрушился полностью, бордюры раскрошились и сильно просели. Во время ливней образовывались глубокие лужи, землю с газонов вымывало на пешеходные дорожки.
«Было, как говорится, — ни проехать, ни пройти, когда дождь пройдет или снег тает, — рассказывает дончанка Мария. — Город свой очень люблю, поэтому никуда не уехала и не собираюсь. Он — чистый, просторные широкие улицы, парки красивые, много хороших интересных мест. Почему именно здесь так запущено было? Не знаю. Или забыли, или не смогли, а может, поважнее дела были. Но теперь-то вижу — все налаживается. Очень этому рада».
Сначала, как водится, — демонтаж. Экскаватор-погрузчик, оснащенный гидромолотом, легко дробит и снимает остатки старого покрытия. Асфальтная крошка равномерно разбрасывается, выравнивается, уплотняется катком — она служит основой для будущего тротуара. По краям дорожки, где будет укладываться бордюр, вбиваются колья, между ними натягивается шнурка. Это необходимо, чтобы бордюр лежал ровно, и тут конечно не обойтись без линейки и уровня. Затем подготавливается бетонная «подушка», на которую и укладывается бордюр.
Для этого обычно требуются двое рабочих, которые берут бортовой камень захватами и кладут его на бетон. Однако бригадир подготовщиков Артем запросто способен проделать это в одиночку.
У Артема — интересное хобби, которое тоже требует физической силы: в свободное время он занимается ковкой изделий из металла.
Артем клеит на бордюр резиновый компенсатор. Из школьного курса физики мы знаем о явлении теплового расширения твердых тел. Так вот, под жарким летним солнцем камни увеличатся в размерах, станут давить друг на друга и от этого могут треснуть. А компенсатор позволит этого избежать.
Далее бортовые камни укрепляются бетоном с двух сторон. Соединяясь с «подушкой», бетон по бокам заключает бордюр в «бетонный замок».
«Вот так и работаем. Ставим бортовой камень, еще ровняем колодцы в отметку под полотно. Люди, жильцы окрестных домов проходят тут, смотрят, как мы трудимся, много вопросов задают, благодарят, переживают, спрашивают: „Когда же вы отдыхать успеваете?“ В целом — население очень доброжелательное. Я вот еще заметил, что прохожих больше стало. Видимо вернулись те, кто уезжал из города, и поживее как-то теперь», — делится своими наблюдениями Артем.
«Спасибо вам!»
Завершают дело асфальтоукладчик на гусеничном ходу и едущий за ним каток. Укладчиком управляют водитель и два оператора у пультов по бокам. На пультах отображаются показания сенсоров, также там видно — как работает автоматика. При помощи кнопок операторы управляют шнеком, выглаживающей плитой, выставляют «угол атаки», от которого зависит, каким слоем будет ложиться асфальт.
Асфальтобетонная смесь из бункера, расположенного в передней части машины, подается на шнек и распределяется им по всей ширине укладки, а затем выравнивается и уплотняется плитой. Самосвал периодически подъезжает и пополняет запасы смеси в бункере, когда та заканчивается. Каток окончательно уплотняет уложенное покрытие.
«Сам я родом из Ставрополья, работаю в Москве. Из Москвы поехал в командировку сюда. Я уже бывал в Донецке не раз. Это, можно сказать, — родной город, тут родственники живут. Работаю с утра до вечера, поэтому видеться с ними удается нечасто, но все же находится время и погостить, пообщаться. А так целыми днями — на катке, раскатываю, уплотняю крошку и асфальтобетон. Тут, конечно, тревожно бывает. Но вместе с тем и ощущение особое есть, что делаешь важное дело», — рассказывает механизатор Николай — мужчина с коротким седым ежиком и добрыми смешливыми глазами.
Чего на объекте нет, так это — дыма и запаха смолы. Это — холодный асфальт, не надо ждать, пока он остынет. Ботинок не увязнет.
Дончанин, выгуливающий болонку, проходит мимо по свежеуложенному асфальту. Он дергает поводок, оттягивая собаку подальше от катка, чтобы не случилось беды, убедившись, что та в безопасности, прохожий широко улыбается Николаю, говорит: «Спасибо вам!» Николай тоже отвечает улыбкой.
Исцеление раненого
Вместе с Леонидом Ковриком, руководителем службы технического надзора группы по восстановлению Донецка поднимаемся на крышу дома в районе Набережной. Тут работы уже завершены — несколько проблемных участков закрыты новым рубероидом. К слову, окна в подъезде этого дома тоже заменили на новые. Показывая сделанное, Коврик уточняет, что в этом году москвичи отремонтировали крыши на 120 домах, в следующем планируется — порядка 600. Однако, как только ее утвердят, кровельщики сразу приступят к работам, не дожидаясь следующего года — с опережением.
«Города — они, как живые организмы, на людей похожи, только устроены еще сложней. Есть жизненно важные органы, артерии, кожа. И сами люди наполняют города жизнью, как кровь и кислород. Что будет, если не чинить этот дом, если тут будет течь крыша, если не будет света и отопления? Естественно, люди постепенно съедут, найдут место получше, а дом будет мертвым, обескровленным. Так может случиться и с целым городом, если этот организм не лечить и не восстанавливать», — говорит Коврик.
Действительно, в истории много городов, которые не сохранились до наших дней, о них известно лишь из хроник. Но есть и другие примеры, когда города были разрушены, но возродились из пепла. Из самых свежих примеров — воскресший Мариуполь. В руинах лежат Артемовск, Соледар и Марьинка, им тоже предстоит пережить второе рождение.
«Мы, можно сказать, лечим город, этот большой, неимоверно сложный организм, делаем так, чтобы все системы и органы работали нормально, чтобы он жил», — отмечает руководитель службы технадзора.
Города, как и люди страдают от старости или плохой окружающей среды, у Донецка тоже есть такие проблемы — выбоины на дорогах, изношенные сети. Но главное — в город сейчас стреляют, пытаются его убить, целятся в органы и артерии, необходимые для жизни. Тут строители и коммунальщики — как хирурги, которые лечат раненых. Одно дело — залатать крышу и вставить стекла, это как наложить повязку или зашить неглубокую рану. Но бывает, что требуется проводить очень сложные и даже уникальные операции.