– Если посмотреть пропорцию – сколько у нас дорог на плотность застройки, то видно, что по этому показателю мы в 5–10 раз уступаем ведущим мировым агломерациям. Это серьёзный дисбаланс. Понятно, что ломать ради новых магистралей и трасс сложившуюся застройку невозможно по множеству причин. В конце концов, это не просто здания, а та Москва, которую мы знаем и любим, с парками, знаменитыми местами, памятниками культуры и архитектуры. И никто не собирается «расширять» ту же Тверскую улицу, чтобы увеличить количество полос и ускорить движение в центре.
Устранить жёсткий дисбаланс можно только одним способом – поднявшись на «второй этаж» и создавая быстрые трассы без светофоров над землёй. Московский скоростной диаметр полностью соответствует такому подходу к решению транспортных проблем и достигает сразу нескольких целей. Появится путь с севера на юг через восточную сторону города без выезда на МКАД. Одновременно (благодаря съездам) добавляются новые быстрые маршруты внутри города на расстояние 5–15 км. Это серьёзнейший прорыв. И я надеюсь, что на этом город не остановится. Напрашивается такой же маршрут через западную часть мегаполиса. Кстати, большой вопрос – нужно ли пускать на МСД общественный транспорт. На мой взгляд, не нужно. Ведь остановки никак не стыкуются с высоким скоростным режимом. Автобусы и электробусы должны остаться на улицах, то есть на «первом этаже», который благодаря диаметру станет свободнее.
И ещё один важный психологический момент. Крупные инфраструктурные проекты всегда вызывают поначалу противоречивую реакцию населения. Это не особенность Москвы, а черта жителей любого большого города. Стандартная история: сначала люди негодуют, а когда всё построено и заработало, накрывает такая же мощная позитивная волна: «Ура, наконец-то нам дали то, что было так необходимо». То есть людям не нравится сам процесс стройки, связанные с ней неудобства. Плюс многие не понимают, какую выгоду перемены принесут именно им. Нужно больше рассказывать о диаметре. Этим могли бы заняться в том числе управы и префектуры, которые знают районы и способны на конкретных примерах рассказывать о преимуществах МСД для местных жителей.