Как мы чистили Москву от снега. Одна смена из жизни снегоуборщика

Юлия Федотова / АиФ

В ночь на 27 января Москву накрыла сильная метель. Журналисты aif.ru отработали смену плечом к плечу с водителем снегоуборочного «Камаза» Сергеем Крикуненко и узнали, что кричат ему автомобилисты, куда девается снег с дорог, и что такое «ручки».

   
   

 

Всесезонный «боевой конь»

Напротив гостиницы «Украина», слева от въезда на Новоарбатский мост выстроились в колонну около дюжины оранжевых снегоуборочных «Камазов». Они словно горели в сером свете начинающегося утра. Открылось окно одного из них, помахал водитель — нам сюда. Мы с фотографом с трудом залезли в высокую кабину, подниматься пришлось по лесенке. Внутри было тепло, уютно урчали мотор и мощная печка.

Наш сегодняшний герой — водитель ГБУ «Автомобильные дороги», 43-летний Сергей Крикуненко. В этой организации он работает уже 11 лет, а до этого занимался частными грузоперевозками. Сергей выворачивает руль, и мы в составе колонны выезжаем из-под моста на Новый Арбат.

Водитель ГБУ «Автомобильные дороги» Сергей Крикуненко. Фото: АиФ/ Юлия Федотова

«Я работаю на комбинированной машине „Камаз ЭД500“, — объясняет нам водитель. — Это не просто автомобиль, а целый комбайн, он предназначен для всесезонного содержания автомагистралей. Спереди у нее снегоуборочный отвал, в кузове — 10 тонн противогололедного материала, он распределяется по проезжей части с помощью специального диска, который мы называем „тарелкой“. А летом машина превращается в поливочную».

Сергей с гордостью рассказывает о своем «Камазе», чувствуется, что это его «боевой конь», который никогда его не подводил. Только вот кабина этого «коня» совершенно пуста — ни икон, ни вымпелов, ни игрушек, так любимых другими водителями грузовиков. «Не люблю», — пожимает плечами Сергей.

   
   
Сергей Крикуненко и его КАМАЗ. Фото: АиФ/ Юлия Федотова

Реакции водителей

Мы тем временем очень неспешно едем по Арбату, шуршат гранулы противогололедного материала, разбрасываемые на дорогу. По словам Сергея, это комбинированный противогололедный материал «МР», который эффективно борется с наледью на дорогах. Мы спрашиваем Сергея — почему едем с поднятым отвалом?

«А посмотрите — перед нами дорога чистая, — показывает водитель. — Снег убрали машины, идущие первыми в колонне. Ну и к тому же этот участок мы уже проходили сегодня в 5 утра. Тогда слой снега был большой, сантиметров 7-8. А вообще в городе уже с 2 ночи сегодня работала техника».

Снегоуборочная техника на дорогах Москвы. Фото: АиФ/ Юлия Федотова

Кстати, как рассказал заместитель мэра Москвы Петр Бирюков, коммунальщики непрерывно мониторят состояние улиц и дорог. Прометают приезжие части, тротуары и дворы, обрабатывают реагентами, чтоб не было скользко.

«Цикл работ постоянно повторяем, очистка города от снега ведется круглосуточно. Особое внимание уделяется оперативной уборке ключевых магистралей, чтобы обеспечить проезд машин скорой помощи, оперативных служб и городского транспорта, а также пешеходных зон, тротуаров, подходов к остановкам и объектам социальной сферы», — подчеркнул Бирюков.

Снегоуборочная техника на дорогах Москвы. Фото: АиФ/ Юлия Федотова

Мы движемся по Кутузовскому проспекту, переходящему в Можайское шоссе. Наша колонна занимает все его полосы.

«Бывает, что автомобилисты то и дело стремятся влезть в колонну. Мы стараемся их не пропускать — конечно, для их же безопасности, но иногда им удаётся, — говорит наш водитель-снегоочиститель.— Люди разные. Некоторые проезжают, высовываются из окон и ругательствами осыпают, угрозами. Мол, задерживаем их. А другие наоборот, руками нам машут и благодарят за то, что дороги чистим».

Снегоуборочная техника на дорогах Москвы. Фото: АиФ/ Юлия Федотова

Превращают снег в воду

Мы тем временем выезжаем за МКАД, разворачиваемся возле Сколково и едем в обратную сторону. Колонна распалась, по словам Сергея, такое часто происходит, ведь приходится останавливаться на красный свет. Мы видим, что здесь на дорожном покрытии справа лежит снег. Сергей опускает отвал, и снег с веселым хлюпанием, бурля, уносится на обочину.

Потом, как объяснил Крикуненко, тут проедет другая техника — так называемые машины-«ручки». У них спереди манипуляторы, похожие на руки, которыми они сгребают снег. Этот снег грузится в кузова самосвалов и отправляется на снегосплавные пункты. Ближайший — в Шелепихе, но вообще их много по Москве. Как известно, Христос превращал воду в вино, а на этих станциях снег превращают в воду, которую затем очищают и возвращают в природу.

Фото: АиФ/ Юлия Федотова

По словам Сергея, его участок — трасса Новый Арбат, Кутузовский проспект и Можайское шоссе. Но бывает, что приходится помогать другим подразделениям справляться с последствиями снегопада по всему городу. У него за спиной висит пакет с перекусом — по словам водителя, во время горячей страды уборки снега времени нет заезжать куда-то обедать и приходится это делать фактически на ходу. А если в колонне едешь, то даже остановиться в туалет нельзя. Впрочем, иногда случаются перерывы, и машины колонны возвращаются на базу, расположенную на 1-й Магистральной улице. Там можно перекусить, отдохнуть и «подшаманить» машину.

Уборка снега в Москве. Фото: АиФ/ Юлия Федотова

Камаз — король дорог

Мы едем, и периодически Сергей крутит ручку пульта управления установкой, которая разбрасывает противогололедный материал. Он объясняет, что чем выше скорость движения диска, тем большим диаметром разбрасывает установка крошку. Максимум — 12 метров. Это если дорога широкая. А на узкой части, или, когда машина идет в одной полосе, можно уменьшить скорость. Обычно 10 тонн этой крошки хватает на 40-80 километров трассы.

Техника разбрасывает противогололедный материал. Фото: АиФ/ Юлия Федотова

Мы с фотографом впервые ехали в «Камазе». С высоты его кабины проезжающие внизу автомобили казались такими маленькими и хрупкими. А мы ощущали всепоглощающее чувство безопасности, если нас кто и заденет, то для «Камаза» это пройдет фактически незамеченным.

«Зато и ответственность больше, — отмечает Сергей. — Габариты и масса большие, вот и приходится быть очень внимательным, чтобы самому никого не зацепить».

Сергей Крикуненко закончил смену и отправился отдыхать. Впереди у него еще много таких напряженных, как сегодняшняя, смен — зима обещает быть долгой и снежной.