Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко проведет сегодня вечер памяти Родиона Щедрина, ушедшего из жизни 29 августа. Прозвучит нечасто исполняемая опера композитора «Не только любовь».
Главные партии исполнят Наталья Зимина (Варвара Васильевна), Владимир Дмитрук (Володя Гаврилов), Элеонора Макарова (Наташа).
Премьера спектакля, созданного режиссером Евгением Писаревым, главным дирижером МАМТ Феликсом Коробовым и сценографом Максимом Обрезковым, состоялась 6 марта 2024 года и была высоко оценена не только композитором, но и профессиональным экспертным сообществом. Постановка получила престижную премию «Золотая маска» как лучший спектакль в опере и лучшая работа режиссера.
Постановка этой оперы в Музыкальном театре — уже вторая. 44 года назад «Не только любовь» здесь ставили режиссер Ольга Иванова, дирижер Владимир Кожухарь и сценограф Сергей Бархин.
«Считается изменушка, когда изменит девушка»
Первую оперу «Не только любовь» Родион Щедрин написал в 1961-м, успев за год до этого увидеть на сцене Большого театра свой балет «Конек-Горбунок», написать музыку к нескольким кинофильмам, сочинить Первый фортепианный концерт и Первую симфонию.
Автор либретто оперы (по мотивам рассказов Сергея Антонова, известного по повести «Дело было в Пенькове») — Василий Катанян (тот самый друг Эльдара Рязанова, последний муж Лили Брик, которого режиссер упоминает в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром»). Единственный раз либретто писал не сам Щедрин. Вместе с Катаняном он присвоил произведению жанр лирической оперы. Использованы частушки, прибаутки, народные песни. Звучат балалайка и гармошка. Народ танцует кадриль...
Главная героиня, председатель колхоза Варвара Васильевна, оказывается в сложной морально-нравственной ситуации: выбрать большое светлое чувство к молодому человеку или профессиональный долг.
«То, что парень изменил,
это не изменушка.
Считается изменушка,
когда изменит девушка».
Действие происходит через 10 лет после войны, когда женщине нелегко найти свое счастье. Мужчин-то в деревнях практически не осталось.
«Ухажеров у нас нет,
мы заявим в сельсовет.
В сельсовете разберут,
нам по милому дадут».
Однажды Варвара, между прочим, на 8 лет старше Володи (Щедрин — на 7 лет моложе Плисецкой), назначает ему свидание. Но по дороге встречает его невесту Наташу, а потому вместо объяснения любви дает ему инструкцию по ремонту коровника.
«Мы идем, а нам навстречу
трактора и трактора.
Почему любовь горячую
не лечат доктора?»
«История о несостоявшейся любви»
Премьера оперы состоялась 5 ноября 1961 года в Новосибирском театре оперы и балета, 25 декабря — в Большом театре. За дирижерским пультом был Евгений Светланов. В Новосибирске показ был всего один, в Москве — шесть. Не смогла спасти постановку даже Ирина Архипова, исполнявшая партию Варвары. Была еще постановка в Перми. Но и там не задалось. Зрители не желали смотреть на развратных колхозниц. Освистали даже Светланова. Единственный раз в его большой и успешной карьере!
Теперь уже никто не расскажет доподлинно, почему Щедрин взялся за колхозную тему. Сам он в мемуарах упоминал, что «своими глазами видел российские села, оставшиеся с военных годин без мужчин». Но наблюдений, вероятно, оказалось мало. Популярной оперой «Не только любовь» не стала.
Спустя годы Щедрин уже мог спокойно рассуждать об этом: «Мне всегда было немного стыдно этой оперы. Что ж такое — раз за разом проваливается! Наверное, действительно, плохая». Плисецкая его поддерживала, как могла: «Музыка в этой опере замечательная, а либретто плохое. Человек, который его написал, не был талантливым».
Даром что была опера, по большому счету, не про колхоз, не про коровники. А именно — про любовь, которая сквозит здесь едва ли не в каждом движении, в каждой фразе. Но счастья... того самого личного счастья, о котором многие грезят... Его нет.
В то время композитор был уже три года как женат на балерине Майе Плисецкой, за год до оперы поставил в Большом «Конька -Горбунка», в котором танцевала его жена и муза. Предусмотрено было участие Майи и в опере «Не только любовь» — в танцевальной сцене второго действия. Да и посвящена была опера ей же — любимой женщине Щедрина.
Худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев решился достать с пыльной полки либретто 1961 года и попробовать заинтересовать современную публику. «Это лирическая история о несостоявшейся любви, — говорит режиссер. — Об изломанности души сильных людей. Изломаны они войной. Задушены жестокой реальностью колхозного быта. А все-таки полны желания жить и любить».
«В русской опере обязательно должен быть юмор»
Писареву повезло — Феликс Коробов давно мечтал о постановке ранней оперы Щедрина. Ведь в ней, как он считает, «громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий. Спектр от иронии, шуток и искреннего надрыва до большой трагедии. Мы погружаемся в пучину страстей оперы». И все это — на фоне черно-серой земли, дождя, старых деревянных лавок, вил, ведер — советской колхозной действительности, переосмысленной художником ХХI века Максимом Обрезковым.
Феликс Коробов считает, что, «как всякий шедевр, эта опера актуальна и сейчас: каждый находит в ней что-то свое, искреннее и важное». А Евгений Писарев раскрывает некоторые тайны работы, которая от прикосновения к великой музыке стала для режиссера настоящим счастьем.
«Вы только не забывайте, что в русской опере обязательно должен быть юмор!», — говорил Щедрин Писареву. Режиссер пытался возражать: «Какой уж там особенно юмор?» Композитор отвечал: «Он даже в названии есть — „Не только любовь“. Да только любовь! Одна большая любовь!»
Такой любовью жил все 57 лет сам Родион Константинович. И знал, о чем сочинял. Даром что когда-то он был против официальной регистрации брака (Майя инициировала поход в ЗАГС по совету Фурцевой), а она — против детей. «Щедрин без восторга, но согласился», — расскажет потом балерина. А он не устанет повторять: «Она лучшая среди самых прекрасных женщин планеты». И будет называть ее «великой женщиной», ни на кого не похожей.
Невозможно даже представить, как он прожил без нее десять лет. Разве что работа спасала.
Новая постановка оперы «Не только любовь», в которой Родион Щедрин принимал участие, стала его лебединой песней. Песней, посвященной Майе.