Хорда и хоррор. Эксперты просят приостановить строительство автомагистрали

Виталий Белоусов / РИА Новости

29 августа Общественная палата Москвы провела круглый стол, связанный с проблемой строительства дороги вблизи захоронения потенциально опасных отходов.

   
   

Дело в том, что у места строительства Юго-Восточной хорды, новой московской скоростной автомагистрали, находится объект с радиоактивными элементами в почве. Он располагается на холме возле Московского завода полиметаллов. Жители близлежащих районов опасаются, что строительные работы могут повредить объект и привести к распространению опасных веществ.

Кандидаты в депутаты Мосгордумы Людмила Стебенкова, Игорь Дягилев и Максим Шингаркин направили мэру Москвы обращение с просьбой приостановить строительство хорды для проведения комплексного исследования территории и ликвидировать заражение.

Как в городе появилось опасное место?

«Речь идет о так называемом "объекте ядерного наследия", — рассказал на круглом столе доктор технических наук, эколог Владимир Кузнецов. — В Москве в советские годы было большое количество предприятий, которые работали с радиоактивными веществами. Естественно, подходы к безопасности тогда были еще далеки от современных норм». По словам эксперта, завод полиметаллов делал систему защиты для ядерных реакторов на атомных станциях (в том числе для Чернобыльской) и на подводных лодках. Производственные отходы оказались в почве у завода. Теперь здесь фиксируют повышенное содержание тория. 

«Несмотря на то, что нормы радиоактивных веществ в этом месте превышены, риски для здоровья людей ничтожны, — говорит Кузнецов. — Для того, чтобы заработать себе болезнь, надо проводить там сутки напролёт, закопавшись с головой в землю». Тем не менее, в целях безопасности эксперт предложил ограничить доступ к опасной территории. Потому что сейчас, как рассказывает эколог, кандидат в Мосгордуму Максим Шингаркин, попасть туда может кто угодно.

«Мы осмотрели это место вчера вместе с главным онкологом Южного административного округа Еленой Самышиной. Там стоит маленький заборчик, через который перелезть может кто угодно. Мы видели на территории объекта чье-то развешанное белье, т. е. там, возможно, даже кто-то живет. А сторожи рассказывали, что люди постоянно приходят туда то прогуляться, то замерить радиацию, потому что новости про это место разошлись по району», — рассказал Шингаркин. По его словам, людей не отпугивают даже знаки, предупреждающие о радиации, которые там стоят: «Люди веками ходили сюда гулять, и отучить их от этого сложно». 

Первый проект хорды появился еще в 2015 году. Проблемный район, где должна была пройти автомагистраль, несколько раз проверяли. Все экспертизы, по словам замдиректора «Горкапстроя» Дениса Тарасова, показали, что радиоактивный фон там в пределах нормы. 

   
   

Председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы Людмила Стебенкова заверила, что городские власти знают о существовании проблемного объекта, он находится под постоянным наблюдением и контролем. Сначала проект новой дороги действительно шел через зараженное место, однако с 2015 года после экспертиз маршрут был изменен и теперь идет в створе железной дороги, мимо опасного участка. 

Однако определенная тревога у местных жителей осталась.

Можно ли очистить территорию от заражения?

Теперь кандидаты в депутаты МГД просят не просто провести дополнительные исследования территории, отданной под строительство хорды, но и рекультивировать местность.

«Ещё в 80-х и 90-х годах рассматривался проект рекультивации этой территории. Сегодня в связи с необходимостью строительства хорды необходимо вернуться к решению этого вопроса», — заявил Шингаркин. По его словам, нужно рекультивировать также загрязнения, которые находятся вне пятна застройки хорды, вдоль Москвы-реки, а также исследовать саму реку. «Никакого строительства хорды идти не должно, пока не будут реализованы мероприятия не только по обследованию, но и по рекультивации данного объекта», — подчеркнул эколог.

«Проект требует проведения дополнительной комплексной экспертизы и обследования территории на всем протяжении трассы. Для проведения экспертиз и принятия комплексных решений нужно приостановить все работы по реализации проекта строительства Юго-Восточной хорды», — заявила Елена Самышина.

Шингаркин, Дягилев, Самышина и Людмила Стебенкова направили мэру столицы обращение. Они попросили остановить строительство хорды, провести всестороннюю экспертизу с забором почв и воздуха, создать рабочую группу с участием специалистов и районных активистов, которые бы контролировали ход экспертизы, и в конечном счете рекультивировать зараженную зону. Вход на эту территорию они попросили ограничить, чтобы не подвергать риску здоровье людей. Игорь Дягилев также предложил провести обследование людей, которые живут недалеко от потенциально опасногоместа. 

Как отметил Максим Шингаркин, ещё одна проблема — это то, что данная территория фактически не находится ни в чьем ведении, и московские власти пока не имеют права по закону тратить на её рекультивацию средства: «Когда мы проведём комплексное обследование территории, объект попадет в официальные списки. Тогда правительство и МЧС смогут заняться этой работой».

По словам Владимира Кузнецова, если заражение окажется незначительным, то возможно его очищение на месте, без изъятия почвы. К счастью, соответствующие технологии у России есть. К примеру, на полигоне предприятия «Радон» в Сергиевом Посаде существуют мощности по очистке, изоляции и захоронению грунтов, строительных материалов, металлолома и прочего. В любом случае, уверен эксперт, сейчас некоторые организации преувеличивают опасность от данного объекта. «Уровень излучения, о котором идет речь, не может привести к массовым фатальным последствиям. Нынешний уровень радиофобии искусственно нагнетается посредством СМИ и сериалов», — говорит он.

Смотрите также: