Где трамваи, Зин? Московский метрополитен расторг контракт с поставщиком

Павел Лисицын / РИА Новости

На днях стало известно, что Московский метрополитен в одностороннем порядке расторг контракт с Торговым домом СТМ на поставку 90 трамваев. Почему заказчик рассорился с поставщиком?

   
   

В одностороннем порядке

В распоряжении редакции aif.ru имеется копия официального письма, подписанного начальником метрополитена Виктором Козловским 23 ноября. Адресовано оно генеральному директору Торгового дома СТМ Антону Зубихину. Вернее, это даже не письмо, а решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку и 30-летнее сервисное обслуживание 90 односекционных низкопольных трамваев. В тот же день решение было опубликовано и на сайте госзакупок. 

Заказчик указывает, что контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке в случае неоднократного нарушения поставщиком сроков и объёмов поставок. И поскольку, по его мнению, «поставщик не исполнил предусмотренное контрактом обязательно по поставке товаров», он принял такое решение, потребовав от СТМ вернуть авансовый платёж в размере 257,2 млн руб. до 15 декабря.

Конкурс на поставку трамваев торговый дом СТМ выиграл год назад — в октябре 2020-го. Стоимость контракта составила порядка 11 млрд руб. Вот только тогда заказчиком выступал «Мосгортранс». Но 25 июня этого года он заключил соглашение с Московским метрополитеном о перемене заказчика.

Как объясняют в метрополитене, предпосылки к неисполнению контракта появились достаточно давно. Ещё 15 марта «Мосгортранс» направил поставщику первую претензию — речь шла о том, что тот должен был в срок не позднее двух календарных месяцев с момента заключения контракта поставить тренажёр, но обязательство не исполнил. В связи с этим заказчик оштрафовал исполнителя на 100 тыс. руб.

Вторую претензию направил уже метрополитен 14 июля. В соответствии с графиком исполнения контракта по 1 этапу поставщик должен был поставить 5 трамвайных вагонов в период с 1 по 30 июня 2021 г., но не поставил. Заказчик потребовал уплату неустойки в размере 330 тыс. руб.

Ещё одна претензия последовала 9 сентября — она по поводу того, что неустойка оплачена не в полном размере (при расчёте за основу берётся ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на дату уплаты пени).

   
   

Претензия от 21 октября вызвана новым отставанием от графика. К 30 сентября город должен был получить уже 15 трамвайных вагонов, но не получил ни одного. Неустойка составила более 10 млн руб.

Из-за того, что контракт так и не был исполнен, пояснили нам, новые трамваи вряд ли появятся на улицах Москвы даже в 2022 году. Ведь теперь должна пройти процедура расторжения контракта, затем будет объявлен новый конкурс, потом нужно будет подвести его итоги. На всё на это требуется время. 

Трамвайная тема

Торговый дом СТМ — «дочка» группы «Синара» бизнесмена Дмитрия Пумпянского. Поставлять трамваи он намеревался не только в столицу. 

В августе 2020 года глава совета директоров холдинга СТМ Александр Мишарин сообщил о планах по созданию производства трамваев на площадке «Калугапутьмаша» по лицензии чешской компании «Шкода». И в Минпромторг даже был направлен акт экспертизы ТПП Калужской области о том, что продукция компании «Синара-Шкода» является продукцией, произведённой на территории Российской Федерации. Однако впоследствии этот акт отменила ТПП России. А Генеральная прокуратура подтвердила, что Минпромторг установил отсутствие на площадке «Калугапутьмаша» фактического производства трамваев и отказал «Синара-Шкоде» в выдаче заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории России.

Правда, когда холдинг «СТМ» выиграл конкурс на поставку трамваев «Мосгортрансу», речь шла уже не о Калуге, а о трамваях «Уралтрансмаша» (входит в «Уралвагонзавод» госкорпорации «Ростех»). Позднее был выбран другой производитель — Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ), который входит в периметр активов «Роскосмоса». 

Объединенная ракетно-космическая корпорация в начале 2020 года заявляла, что завод планирует нарастить мощности и выпускать до 200 трамваев в год и уже началось производство вагонов по контракту с мэрией Новокузнецка. 

Таким образом, группа «Синара» пытается делать вид, что серьезно занимается трамваями. Но, возможно, это только видимость, поскольку к исполнению договора с Московским метрополитеном компания так и не приступила. 

Нельзя исключать, что та же судьба постигнет и другие начинания «Синары» — в регионах. В этом году «Синара — городские транспортные решения» заключила два концессионных соглашения с администрациями Таганрога и Челябинска о создании трамвайной сети и закупке нового подвижного состава для региональных центров.