В Москве завершаются реставрационные работы в павильоне № 67 «Карелия». Резным деревянным скульптурам вернули исторический вид, покрыли их защитными составами, а также приспособили внутреннее пространство к современному использованию.
Максимально подлинный
Павильон «Карелия», построенный в 1954 году по проекту тогда еще 25-летнего архитектора Фарида Рехмукова, имел непростую судьбу. За всю его историю в нем демонстрировались достижения хозяйства Карельской АССР, советской науки и, с 1967 года, — печати. Объект — один из трех на территории ВДНХ, наравне с павильонами № 518 «Кафе „Лето“» и № 30 «Биотехнологии», во внешнем убранстве которых присутствуют резные деревянные элементы.
Этим он и уникален. Только на его фронтоне присутствуют деревянные скульптуры. За время активного использования павильона они не раз красились, композиция на фронтоне менялась, что сказалось на состоянии уникального объекта культурного наследия федерального значения.
Несколько лет назад начались масштабные работы по его реставрации. О том, как они проходили, журналистам рассказала главный архитектор-реставратор ВДНХ Елена Максимова.
«В первую очередь, демонтировали диссонирующие поздние элементы, добавленные к фасаду в 70-е и 90-е годы. Далее приступили к реставрационным работам деревянных деталей фронтона, и они были сложными. Часть деталей реставрировалась прямо на месте с лесов, например, сам резной фронтон, так как демонтировать его, не повредив, было невозможно. Деревянные скульптуры — мужчину, женщину, сосенки и птички демонтировали и вывезли в специальные мастерские, чтобы проводить работы с соблюдением температурно-влажностного режима, с особой тщательностью и вниманием», — рассказала Максимова.
Первоначальный облик
Перед тем, как восстанавливать первоначальный облик скульптур, были проведены исследования дерева и его состояния, и в ходе нескольких научно-методических советов приняли решение, какие материалы и методики применять при восстановлении.
«Было принято решение, что никакими мастиками и декомпановками на двухкомпонентных клеях мы пользоваться не будем, потому как это только навредило бы древесине, так как в ней образуются волосяные трещины, которые будут дополнительно задерживать в дереве влагу, это приведет к утрате предмета охраны. Большие трещины решили оставить: так как дерево — живой материал, это необходимо для его температурно-влажностного расширения, а также проветривания и высыхания. Это благотворно скажется на состоянии материала», — отметила архитектор-реставратор.
Конечно, часть опасных трещин заделать все же пришлось: их проклеили специальным сертифицированным клеем. Повозились и со старым лакокрасочным покрытием.
Из-за воздействия ультрафиолета и окружающей среды оно почернело и давало коричневый и бордовый оттенки, чего в оригинальной задумке не было. Пришлось старое покрытие снимать и делать лессировку, то есть подкрашивать тонкими слоями полупрозрачных красок.
«Старые краски впитались очень глубоко в древесину, и их удалить без повреждения памятника невозможно. Затем для дальнейшего сохранения древесины ее обработали специальными пропитывающими маслами. Это покрытие защитит древесину от воздействия окружающей среды и ультрафиолета, но это покрытие нужно обновлять каждые три-пять лет», — объяснила Максимова.
Отдельные проблемы вызвала круглая деревянная скульптура на крыше павильона. Специалистов, которые смогли бы дать грамотные советы по реставрации, искали по всей стране. Например, в Карелии есть специалисты, которые занимаются деревянной архитектурой, но среди них не было тех, кто имел бы опыт восстановления круглых скульптур. Потому за основу брали методики, применимые к большим деревянным деталям декора.
Внутри павильона
Проводились работы и внутри помещения: специалисты по максимуму старались сохранить подлинное убранство, но некоторые изменения пришлось внести.
Так, в оригинальной планировке не было места под административные и технические помещения, такие как санузлы, которые необходимы по сегодняшним нормативам.
«Мы сначала демонтировали поздние перегородки, а затем встроили при помощи некапитальных кирпичных стен небольшие объемы под технические и административные помещения. Но не на всю высоту, чтобы не „затеснять“ выставочные залы. В зале при этом не было никакой реконструкции, никаких подвалов мы не рыли, только подвели инженерные сети. Часть оборудования разместили на чердаке», — рассказала архитектор.
Программа возрождения
В итоге работы, в которых принимали участие только на месте от 100 до 130 сотрудников, не считая специалистов в реставрационных мастерских, заняли практически год.
На этой неделе на исторические места вернули сами статуи, которые удалось сохранить практически в подлинном состоянии. Об этом рассказал заместитель генерального директора ВДНХ, руководитель департамента капитального ремонта и строительства выставки Александр Тарасов.
«Они были сохранены в своем историческом и подлинном варианте, в максимально близком объеме материала, который был при открытии павильона 70 лет назад. Потому был минимальный объем декомпановок и протезирования. По итогу 90% сейчас — это исторический материал. В этом главная ценность проведенной реставраторами работы. Мы уверены, что скульптуры прослужат на этом павильоне еще минимум 20-30 лет, до очередного периода ремонтно-реставрационных работ», — поделился ожиданиями Тарасов.
По словам заместителя гендиректора ВДНХ, вместе с финалом работ по восстановлению «Карелии» подходит к завершению и 10-летняя программа возрождения ВДНХ.
«В ближайшее время планируем завершить работы в павильоне № 8 «Юные натуралисты», ремонт уже завершен и идут пусконаладочные работы инженерных систем. В ближайшее время павильон откроет свои двери для посетителей. Завершаются работы и в павильоне № 6 «Абхазия», основной объем планируем завершить до конца года, а открыть уже в следующем. В высокой степени готовности сейчас павильон № 518 «Кафе „Лето“», — рассказал Тарасов.
Активная фаза ремонтно-реставрационных работ проходит в 7 павильонах, часть из которых уже готова к сдаче и ждет оформления необходимых документов.
«По части павильонов не так давно приняли решение по финансированию. Например, ведутся проектные работы на 64-м и на 62-м павильонах. Техническая часть уже практически согласована. Срок окончания периода зависит от скорости согласования документов, прохождения экспертиз и получения положительных заключений. Обычно после этого на реставрацию павильона уходит примерно 1,5 года», — резюмировал Тарасов.