Эксперт РАН: МЭШ показала себя как практически работающий инструмент

Изменения в работе школ, вызванные второй волной эпидемии коронавируса, привлекают внимание к применению интернета в учёбе. Такое мнение высказал доктор педагогических наук, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики имени А.И. Берга ФИЦ ИУ Российской академии наук Александр Уваров, сообщает Вечерняя Москва.

   
   

Собеседник издания отметил, что немногое изменилось с весны, когда сотням тысяч учителей в РФ и за границей пришлось вспомнить курсы компьютерной грамотности и на практике освоить цифровые инструменты, учебно-методические материалы и сервисы.

«Очевидно, что использование цифровых технологий стало единственным выходом, когда образовательным организациям предложили продолжить обучение школьников в условиях самоизоляции. К этой работе, как и ко всякому форс-мажору, невозможно было подготовиться», — уверен эксперт.

При этом, хотя мобильные операторы и поставщики образовательных онлайн-сервисов сделали скидки на свои услуги, попытка воспроизвести классные занятия онлайн ожидаемо не удалась, отметил Уваров. Одной из причин этого он назвал нехватку специально организованной цифровой образовательной среды, привычной для школьников и учителей. «В этих условиях московское образование получило заметное преимущество перед регионами. Введенная пять лет назад в действие цифровая среда «Московская электронная школа» (МЭШ) показала себя как практически работающий инструмент», — сказал специалист.

Он напомнил, что к моменту начала карантина большинство педагогов и учащихся уже были знакомы с работой в общегородской цифровой образовательной среде. Накопленные здесь учебные материалы и разработки «облегчили шок» от перехода к интернет-обучению, а получив непростой опыт интернет-обучения, учителя ощутили неизбежность перемен.

«На городском онлайн-семинаре, который проводил МГПУ, на вопрос, выживет ли школа после массового эпидемиологического дистанта, более трети участвовавших в нем педагогов ответили: да, если начнет кардинально меняться, — рассказал Уваров. — Это означает, что в головах педагогов цифровая трансформация образования уже началась».

«Московская электронная школа, которую начали разрабатывать почти 10 лет назад, была изначально ориентирована на поддержку работы учителя в классе, на традиционную организацию образовательного процесса. В результате внедрение МЭШ не потребовало кардинальных изменений в работе школы: оно шло по пути замещения и/или улучшения традиционных инструментов учебной работы, — напомнил Уваров. — Это позволило достаточно быстро и сравнительно безболезненно подключить к системе МЭШ практически все школы города. Проект МЭШ побудил всех учителей так или иначе приступить к использованию цифровых технологий в своей повседневной работе. Однако то, что было хорошо вчера, уже недостаточно завтра».

   
   

Специалист полагает, что начавшаяся во всём мире цифровая трансформация образования ведёт к построению инновационной модели школы с персонализированной результативной организацией учебной работы для всестороннего развития каждого обучаемого. «Она связана с существенными изменениями в работе школы, в превращении её в «обучающуюся организацию», которая последовательно, без штурмовщины и слез, успешно проводит необходимые изменения, которые нужны для осуществления её миссии», — подчеркнул Уваров.  

По его словам, педагоги-новаторы больше 100 лет пытаются строить такую модель школы, а развитие и распространение цифровых технологий делает это возможным.

Следующий шаг развития МЭШ, по мнению эксперта, — превращение этой системы в цифровую среду персонализированной организации учения и обучения, которая помогает подрастающему поколению сознательно и продуктивно включаться в культуру XXI века.