Жизнь приехавшего на заработки в Россию из Белоруссии 64-летнего Виктора разделилась на до и после. Пожилого мужчину продали в рабство и заставляли просить милостыню. Жил он на съемной квартире вместе с другими рабами.
«Милый дедушка»
Милого старичка с табличкой «Помогите, умерла дочь, осталось двое внуков-сирот» жители Подольска стали видеть в начале апреля на улице Свердлова рядом с торговым центром «Галерея». Дедушка сидел на стульчике в одном и том же месте, вцепившись с удостоверение о смерти женщины и документами на 11-летнего мальчика и 14-летнюю девочку.
«Жалко его было. И если я в магазин заходил, то подавал ему мелочь или даже сто и пятьсот рублей», — говорит житель города Семен.
По словам Семена, не было оснований не верить пожилому мужчине. Он был такой грустный, понурый, подавленный, что казалось — помощь нужна ему обязательно!
«Я все время спрашивал, как он себя чувствует и нужны ли продукты, на что он махал рукой и отмалчивался, — продолжает парень. — Казалось, что он действительно попал в сложную ситуацию».
За лучшей долей
Среди прочих к дедушке подошла женщина и выяснила, что он просит милостыню не по своей воле. А уйти самостоятельно боится, да и ему некуда. Она позвонила в организацию по борьбе с современным рабством «Альтернатива». Правозащитники незамедлительно выехали на место.
«Оказалось, что мужчина — гражданин республики Беларусь. Он приехал на заработки весной. Зовут его Виктор. У него есть инвалидность из-за черепно-мозговой травмы прошлых лет, родственников у него не осталось, а жилье он потерял», — рассказали aif.ru в «Альтернативе».
Виктор объяснил правозащитникам, что еще в Белоруссии случайные знакомые предложили ему несложную работу.
«Я не до конца понял, о чем речь, и не стал выяснять. Казалось, что любая участь лучше моей... — поделился мужчина в беседе с правозащитниками. — Жить на улице не хотелось, и я согласился, чтобы меня привезли в Москву».
«Прибыльная» работа
Его тут же поселили в съемную четырехкомнатную квартиру в Балашихе, забрали паспорт и огласили список обязанностей. Рано утром ему и еще нескольким людям выдавались таблички с жалостливыми надписями, свидетельства о смерти и прочие документы, а после их отвозили в какое-то место, где нужно было сидеть до самого вечера.
На удивление, доход Виктора от ежедневного сбора милостыни достигал 6-8 тыс. руб. Некоторые жалостливые люди денег не давали, а покупали продукты. При этом есть в течение дня на «рабочем месте» было нельзя.
«Мне рассказали, как один парень после "дежурства" не донес продукты до дома, и за это его избили скалкой, — объяснял правозащитникам Виктор. — Продукты мы были обязаны приносить в "общак"».
По его признанию, уходить было страшно: он находился в чужой стране без денег (весь «доход» от «работы» у него забирали после «смены») и документов. Тем более, в течение дня приезжала некая Ирина — «смотрящая».
«Она проверяла, чтобы я был на месте, и забирала у меня деньги, которые удалось собрать», — рассказывал Виктор.
Каждому по способностям
Кроме того, вместе с Виктором в квартире жило десять человек. Из них также попрошайничали еще пять. Все — граждане Белоруссии. У всех забрали паспорта и принуждали «работать» в разных городах Московской области.
«Проживали все в двух комнатах, одна была завалена вещами. В основном это были мужчины пожилого возраста, один молодой и одна женщина, — комментируют в организации по борьбе с современным рабством "Альтернатива". — На кровати спали несколько человек, кто-то на матрасе на полу».
Например, женщина собирала деньги на лечение ребенка. Она призналась, что ей не очень нравится эта работа, при этом совершенно не хочется домой.
«В отдельной комнате жила некая Наталья. Она называла себя гражданкой Украины и беженкой, при этом никаких подтверждающих этот факт документов у нее не было, — рассказывают в "Альтернативе". — Бывший муж женщины, Анатолий, развозил их на работу, Ирина же собирала деньги. Кстати, они скрылись».
Нищенский притон
В квартире нашлось несколько паспортов граждан Белоруссии. По одной из версий, их для попрошайничества «поставляют» цыгане из Гомеля.
«Вопрос о том, кто сдает эту квартиру и как вышло, что в ней проживает порядка десяти человек, остается открытым. А на Наталью нашлось много штрафов за попрошайничество», — продолжили в «Альтернативе».
Виктор передал всю информацию о нищенском притоне в полицию и написал заявление. Правозащитники утверждают, что, пока идет следствие, ему нужно побыть в России, а так он как можно скорее хочет оказаться дома.
«Сейчас мужчина в приюте в Подмосковье. В Беларуси мы тоже постараемся найти приют, так как своего дома у него нет, — отмечают в "Альтернативе". — В отношении Натальи возбудили уголовное дело по статье 127.2. УК РФ (Использование рабского труда в отношении двух и более лиц)».
Кстати, все, кто жил в квартире вместе с Виктором и также просил милостыню, заявили, что делали это по своей воле, но по делу пройдут как потерпевшие.
Что такое нищенское рабство?
Часто бывает, что человек приезжает на заработки, а потом у него забирают документы и говорят, что он должен отработать, потому что за него заплатили. Но встречаются в нашей стране и другие виды лишения свободы, например, «нищенское рабство».
«Это принудительное попрошайничество, когда находятся уязвимые категории населения и за счет жалости к ним рабовладельцы зарабатывают, — отметили в организации по борьбе с современным рабством "Альтернатива". — В основном это люди с инвалидностями или пенсионеры».
С подобными историями адвокат и правозащитник Даниил Лунев сталкивался не раз. Сообщения о принудительном попрошайничестве поступают к нему довольно часто — в России это примерно 5-10 заявок в месяц от неравнодушных жителей. Обычно, увидев попрошайку, нужно не давать деньги, а спрашивать, какая помощь ему нужна и по своей ли он воле просит милостыню.
«Попрошайничество может быть признано административно наказуемым деянием только в том случае, если приводит к нарушению общественного порядка или является несоблюдением норм поведения в общественных местах, — объясняет aif.ru Даниил Лунев. — В таких случаях оно будет признаваться мелким хулиганством. В таком случае попрошайки могут быть наказаны штрафом до 2,5 тыс. руб. и арестом не более, чем на 15 суток. Однако на практике их редко привлекают к ответственности».