Доковидные показатели. Экономика Москвы адаптировалась к условиям пандемии

Главной темой разговора президента РФ и мэра Москвы стала экономическая жизнь мегаполиса. © / РИА Новости

Столичная экономика адаптировалась к работе в условиях пандемии. Об этом президенту Путину на минувшей неделе рассказал мэр Собянин.

   
   

Доковидные показатели

Пессимистичные прогнозы не оправдались – это доказывают предварительные итоги 2021 г. «Экономика справляется с вызовами, адаптировалась к непростым условиям. Практически по всем показателям мы ушли в плюс не только к тяжёлому 2020-му, но и к базовому 2019-му. Причём по ряду показателей очень даже прилично», – заявил С. Собянин.

Например, инвестиции выросли на 12%, строят в городе на 23% больше, производительность в промышленной отрасли поднялась на 28%. Даже розничная торговля вернулась в плюс, в том числе потому, что праздники и отпуска многие провели в столице, уделяя больше внимание шопингу. Оживший внутренний туризм помог и гостиничной отрасли, и общепиту.

Если взять сегмент торговли и услуг, то рекордным стал декабрь. Выручка за несколько предпраздничных недель составила 1,6 трлн руб. (это на 37% больше, чем в декабре 2020-го, и на 55% больше, чем за аналогичный период 2019-го).

Наверное, лучший пример жизнеспособности столичной экономики можно найти в транспортной сфере. Она стремительно развивается по всем направлениям. Один только декабрьский запуск 10 станций метро обеспечил новыми маршрутами 1,4 млн жителей 13 московских районов, тем более что многим теперь удаётся экономить до 45 минут на каждой поездке. Это относится, например, к жителям Обручевского района, наконец-то получившим собственную станцию – «Воронцовскую». По словам ­мэра, Большая кольцевая линия подземки должна замкнуться в этом году, а в 2023–2024 гг. запустят движение по ­МЦД-3 и МЦД-4. «Спасибо, что вы одобрили инфраструктурный кредит, за счёт чего мы закупаем новые вагоны метро и новые поезда для пригородного сообщения», – подчеркнул Собянин в разговоре с Путиным.

Транспортная инфраструктура необходима не только для ежедневных поездок миллионов москвичей, но и для глобальных проектов. В частности, столица подала заявку на проведение международной выставки «Экспо-2030». Если мы выиграем, потребуется большой земельный участок, до которого можно легко до­браться. По мнению мэра, павильон «Экспо» можно построить возле аэропорта «Внуково»: туда в скором времени дотянутся метро и один из Московских центральных диаметров.

От электроники до косметики

Конечно, экономику города сильно трясло, когда в нашу жизнь пришёл коронавирус. Столичным предприятиям пришлось непросто, ведь «на дом» реально перевести бухгалтерию и администрацию, а вот удалённо производить товары люди пока не научились. Но работу можно наладить даже при вынужденных ограничениях. Промышленное производство Москвы демонстрирует хорошую статистику: например, за 11 месяцев прошлого года химическая промышленность нарастила объёмы на 43,5%. Лекарств и медицинских расходных материалов производится на 32,6% больше, а электрического оборудования – на 66,7%. «Москва многое делает для привлечения инвестиций, импортозамещения. Мы вводим дополнительные льготы по налогам на прибыль, имущество, землю. Но самое важное для предприятия – иметь гарантии того, что продукция будет востребована, – объяснил недавно мэр Собянин. – Федеральным законом предусмотрена такая система, как офсетные контракты. Речь о взаимных обязательствах – закупке продукции в обмен на инвестиции. В Москве подписаны несколько контрактов на создание или модернизацию производств лекарств, мед­изделий, детского питания».

   
   

Кроме того, столица много экспортирует (см. инфографику). Самые крупные покупатели – это Казахстан (2,71 ­млрд долл.), Белоруссия (2,59 ­млрд), США (2,33 млрд), Германия (1,46 млрд) и Китай (1,36 млрд долл.). Напомним, что в 2021 г. аналитики Financial Times включили Москву в ­топ-10 крупнейших городов мира, наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций. А в рейтинге глобальных городов будущего столица заняла 22-е место благодаря благоприятной бизнес-среде, развитию транспортной системы и эффективности бюджетных расходов.

Нажмите для увеличения