Добро пожаловаться. Куда мигрантам обращаться за помощью?

Katvic / Shutterstock.com

В районах Москвы создаются Советы по межнациональным отношениям. В Новой Москве совет начал действовать в декабре прошлого года, Сейчас их там уже 21 – по числу поселений и городских округов.

   
   

Кто может войти в совет по межнациональным отношениям и в чём смысл его работы, aif.ru рассказала замначальника управления развития социальной сферы префектуры ТиНАО Елена Струшкова.

Приходите, поговорим

Инна Алейникова, aif.ru: – Елена Борисовна, для чего нужны советы?

Елена Струшкова: – Это государственно-общественная структура, где для диалога объединяются представители местной власти, УВД, учреждений образования, культуры, спорта, а также работодатели и неформальные лидеры общественного мнения трудовых мигрантов, например бригадиры со строек. Территории Новой Москвы очень отличаются и по национальному составу, и по количеству жителей. Проблемы, соответственно, тоже разнятся. В одном может быть 4 тыс. жителей, и мигранты заняты только в сфере ЖКХ, а в другом – 80 тыс. человек, где приезжие работают и проживают в снимаемых и приобретённых квартирах.

В ТиНАО мигранты трудятся более чем на 200 строительных площадках, и число таких площадок только увеличивается. На территории округов 34 больших складских комплекса, 8 крупных объектов торговли, таких как «Фуд Сити», «Славянский мир» и др. В других районах Москвы картина похожая. Со всего города ежедневно в ТиНАО едут потоки людей за получением документов в миграционном центре «Сахарово». Дожидаясь своей очереди на оформление, они «путешествуют» по окрестностям. Мы проводим социологические опросы жителей в соцсетях и на улицах, последний из них – месяц назад. Получили достаточно интересные результаты (см. «Кстати»), общая картина положительная. Но и точки напряжения выявляются, иногда требуется помощь со стороны полиции.

– Значит, через приглашённых в совет представителей мигрантов вы доносите информацию до остальных?

– Это двустороннее конструктивное общение. Нас, в свою очередь, ставят в известность о проблемных вопросах, которые существуют в коллективах: люди не знают, куда обращаться, если обманули с зарплатой, не понимают, где получить бесплатную медицинскую помощь, и т. д. Мы садимся за стол, доверительно общаемся, никто никого не принуждает. На первых заседаниях представители мигрантов сидели тихо, присматривались, прислушивались. Потом тоже начали высказываться. Мы бы хотели, чтобы руководители диаспор Москвы больше взаимодействовали с мигрантами, тогда 80% трудностей было бы снято – те же социально-бытовые вопросы.

   
   

– Какую роль в советах вы отводите работодателям?

– К каждому заседанию они готовят отчёт о проводимой с мигрантами работе. Мы склоняемся к тому, что каждый работодатель должен нести личную ответственность за людей, которых он берёт на вакансию.

«Азбука мигранта». Там есть в се основные положения законодательства и разъяснения по социальным в опросам с полезными адресами и телефонами.

«Азбука мигранта»

– В Москве ведётся адаптация мигрантов – в интересах и их самих, и москвичей. Какие её формы наиболее действенные?

– Да, консультативные советы зародились недавно, однако адаптацией мы, безусловно, занимаемся давно, это постоянная, налаженная деятельность. К примеру, администрация поселений выходит в трудовые коллективы, проводит разъяснительные беседы. Сначала мигранты разбегались, завидев представителей власти. Но сейчас они активно включаются в процесс, задают вопросы, а администрация оказывает им содействие в решении каких-то проблем.

– Дети трудовых мигрантов, приобретающих в Москве жильё, идут учиться в столичные школы?

– Да, и порой эти ребята плохо говорят по-русски. Мы помогаем домам культуры и образовательным организациям открывать кружки по обучению русскому языку. Кроме того, мы доводим до семей информацию о возможности участвовать в мероприятиях вместе с другими жителями: приезжие охотно приходят на спортплощадки посоревноваться. Надеемся, что в скором времени они поучаствуют в нашем фестивале национальных культур.

На сайтах администраций и префектуры ТиНАО в разделе «Национальная политика» размещена «Азбука мигранта», там есть все основные положения законодательства и разъяснения по социальным вопросам с полезными адресами и телефонами. Мы по максимуму насытили эти сайты.

Кстати

Участвующие в соцопросе жители ТиНАО на вопрос «Что в большей степени разделяет людей разных национальностей?» на первое место поставили стереотипы и предрассудки, на второе – язык, традиции, образ жизни и на третье – религию.

На сайтах администраций и префектуры ТиНАО в разделе «Национальная политика» размещена «Азбука мигранта». Там есть в се основные положения законодательства и разъяснения по социальным в опросам с полезными адресами и телефонами.