Диагноз ставит робот. Как искусственный интеллект меняет медицину в Москве?

Врачи уже используют искусственный интеллект в московских поликлиниках. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Ещё вчера искусственный интеллект воспринимался многими врачами как что-то из далёкого будущего, сегодня он стал реальностью, а области его применения в медицине расширяются с каждым днём. 

   
   

Помощник и ассистент

В Москве цифровая медицина развивается быстро и глобально. Выход в интернет из любой точки, облачное хранилище данных, электронные медкарты пациентов и истории болезни для врачей – современные техно­логии, которые уже стали привычными и обыденными в арсенале врачей. Кроме того, в сложное время пандемии история с COVID-19 подстегнула и развитие технологии искусственного интеллекта (ИИ), которая семимильными шагами теряет свою уникальность во врачебной практике. Сегодня редкий рентгенолог обходится без его услуг, ведь именно ИИ мгновенно даёт оценку, например, степени поражения лёгких при вирусной пневмонии, тем самым экономя время врача. Он стал подспорьем и ассистентом доктора в постановке диагноза. Более того, машина может даже ­предложить варианты назначений и дальнейших исследований, из которых человек уже выбирает наиболее ­эффективный. 

Сегодня, когда искусственный интеллект шагнул далеко за пределы специализированных клиник, Сергей Собянин объявил о запуске системы поддержки принятия врачебных решений. Она начинает работу в столичных поликлиниках.

«В основе этого будут лежать не субъективные характеристики, а мнения лучших врачей, лучших экспертов нашей страны. Над клиническими протоколами работали 200 ведущих специалистов и докторов Москвы, а также федеральные эксперты», – подчеркнул мэр и выразил уверенность, что новая система позволит увеличить качество диагностики, лечения и дальнейшего сопровождения пациентов.

«Искусственный интеллект помогает врачу в постановке предварительного диагноза. Кроме того, пациент может внести в свою электронную медкарту данные об анамнезе, и они могут быть использованы врачом для постановки диагноза. Искусственный интеллект впервые вошёл в стандарты поликлинической работы и становится повседневной практикой», – рассказал главный внештатный специалист по первичной медико-санитарной помощи взрослому населению Андрей Тяжельников.

Выше скорость диагностики

Общеизвестно, чем быстрее врач поставит диагноз, тем более своевременно будут назначения и, следовательно, раньше начнётся лечение. Бывают ситуации, когда на счету каждая минута, однако мгновенно просмотреть и оценить целые папки анализов и снимков человеческий мозг просто не в состоянии, тогда на помощь приходит искусственный ­интеллект.

«Преимущества для врача очевидны. В системе поддерж­ки врачебных решений есть несколько компонентов. Один отвечает за постановку предварительного диагноза. Система анализирует доступный массив данных и на основе заложенного алгоритма предлагает три наиболее вероятных диагноза. Система протестирована и уже внедрена в поликлиниках. Другой – отвечает за формирование пакетных назначений. Он помогает сформировать максимально полный пакет назначений для диагностики пациента в соответствии с предварительным диагнозом. Это позволяет в разы ускорять процесс выписки нужных направлений и при этом не упустить даже мелкие детали. Все эти возможности ускоряют процесс диагностики», – пояснил А. Тяжельников.

   
   

Для пациента тоже свои преимущества, ведь благодаря искусственному интеллекту значительно возрастает точность диагностирования и получаемых назначений, а значит, и бороться с болезнью будет намного быстрее и эффективнее.

«Благодаря цифровому подходу у врача высвобождается дополнительное время, а значит, улучшается лечебный процесс. Например, формирование пакетных назначений позволяет сэкономить несколько дополнительных минут и посвятить их работе с пациентом, а также не упустить никакие детали, поскольку система является ещё и обучающим продуктом. Врач может использовать её как энциклопедию», – уверен эксперт.