Депутат поделился стратегией разумной осторожности при покупке антиквариата

Депутат Мосгордумы Александр Семенников поделился стратегией разумной осторожности при покупке антиквариата.

   
   

Он рассказал, что московские правоохранительные органы продолжают раскрывать схемы, при помощи которых мошенники обманывают доверие граждан и организаций. Так, недавно стали известны подробности следствия в отношении злоумышленника из художественного мира. Он представился сотрудником крупного государственного музея и сумел получить от частного лица крупный займ под залог картин, которые выдавал за подлинники известных художников. Таким способом он получил 60 млн рублей.

«Описанная история уникальна и суммами ущерба, и именами художников, которым были приписаны картины, оказавшиеся копиями. Тем не менее, каждый, кто покупает произведения искусства либо хочет оценить или продать такие произведения, сталкивается с риском оказаться жертвой мошенников», - сказал депутат.

Он отметил, что специфика художественного и антикварного рынка такова, что атрибуция — то есть определение подлинного автора или изготовителя произведения — может самым радикальным образом влиять на продажную цену, при этом провести атрибуцию невозможно без профильного образования и опыта работы.

«Определить, можно ли доверять тому или иному эксперту, непрофессионал не может и вынужден поэтому полагаться на внешние атрибуты: место работы, дипломы, членство в тех или иных экспертных объединениях, портфолио. Все эти элементы, олицетворяющие репутацию эксперта, могут быть подделаны, чему свидетельство уголовная хроника», - уточнил Семенников.

По его словам, стратегия разумной осторожности применительно к художественному и антикварному рынку  может быть сформулирована просто: не уверен целиком и полностью — не покупай и не продавай. 

Политик подчеркнул, что добиться полной уверенности при покупке возможно, если будет привлечён внешний эксперт, а при продаже — нескольких гарантированно независимых друг от друга и от потенциальных покупателей оценщиков.

   
   

 «Стоит все время помнить, что продавец заинтересован в скорейшем и успешном закрытии сделки с максимально возможной ценой — именно поэтому от него не стоит ожидать критического подхода к атрибуции произведения, а напротив, он склонен будет преувеличивать его уникальность, редкость и ценность. А эксперт, привлекаемый для оценки имеющегося произведения с целью продажи, зачастую сам заинтересован в покупке — а значит, в занижении стоимости», - сказал он.

Также депутат добавил, что вместе с потенциальной ценой произведения искусства или антикварного предмета возрастает и интерес потенциальных мошенников.

«Именно поэтому востребованные антикварные предметы — те, на которые имеется большой спрос — становятся объектом интереса мошенников чаще, чем менее востребованные, а наибольший риск представляют собой операции с произведениями известных и высоко оцененных на рынке художников-классиков», - сказал он.

По словам Семенникова, к мошенническим схемам зачастую привлекаются сотрудники музеев, эксперты, искусствоведы.

 «Жертвами мошенничества регулярно становятся и сами галереи — новости о поддельных картинах, которые порой десятилетиями принимали за подлинники, появляются по нескольку раз в год. Иными словами, те, кто выходит в том или ином качестве на рынок произведений искусства музейного уровня, рискуют быть обманутыми многократно больше — такова специфика этого рынка и своего рода «налог на элитарность» для частных коллекционеров такого класса», - заключил депутат.

Александр Семенников отметил, что при операциях с предметами искусства и антиквариата, имеющих меньшую ценность и востребованность, правила разумной осторожности, скорее всего, помогут защититься от мошенников.