Депутат Мосгордумы Андрей Медведев оценил программу освоения — редевелопмента — территории московских промзон, на месте которых возникают не только жилые кварталы, но и весь комплекс современной инфраструктуры, необходимый для достойной жизни в мегаполисе XXI века.
Это образовательные и медицинские учреждения, спортивные объекты, парки и скверы.
«Сейчас появились кварталы «Серп и Молот», «ЗиЛ». Сейчас это кварталы нового формата: парки, развлекательные территории, спортивные объекты», - сказал депутат в беседе с корреспондентом АиФ.ru.
Так, в 2020 году на территориях бывших заводов (в первую очередь — «Серп и Молот»в начале шоссе Энтузиастов, ЗиЛ, промзоны Грайвороново и Востряково) будет построено 3,85 млн квадратных метров недвижимости, из них жилой только 1,88 млн «квадратов», остальное — общественные здания.
«Это новая жизнь территорий, которые были заброшены. Создаются комплексно спроектированные районы, включающие в себя и жилье, и социальную инфраструктуру, и места приложения труда», - добавил Медведев.
Массовая рекультивация промзон — сразу на миллионы квадратных метров — это специфическая постсоветская история. В книге «Мы дети твои, Москва» Юрий Лужков рассказывал, что в советское время в столице считалось обязательным поддерживать определенный процент людей рабочих специальностей, из-за чего промзоны вовремя не выводились из города, а современные производства, где занято небольшое количество сотрудников, не внедрялись. В течение 90-х и 2000-х сотни заводов и фабрик прекратили работу, их малоудобные и устаревшие здания сдавались в аренду. «Разгребать» эти территориальные завалы выпало на долю нашего поколения.
В настоящее время на месте монстров-заводов советского времени, не выдержавших испытания рыночной экономикой, создаются комплексно спроектированные районы, которые включают жилье и социальную инфраструктуру, а также место приложения труда. В том числе и современные технопарки, где продолжается развитие московской промышленности.
Отмечается, что производства XXI века в большинстве своём не требуют таких гигантских территорий. Речь идёт об экологически нейтральных производствах. Поэтому при сохранении промышленного базиса Москвы (помимо заводов это логистика, ведь столица по-прежнему является главным транспортным хабом страны) сейчас гармонизируется застройка.
Закрытые еще недавно огромные территории, бывшие «черные дыры» на карте Москвы, возвращаются в городскую ткань, там появляются новые улицы, открытые для гуляющих.
«Это неизбежный путь развития Москвы, хотя не думаю, что все территории под это отдадут, но какую-то часть – да», - подчеркнул депутат МГД.