Дело техники. Заводы России и Белоруссии кооперируются для импортозамещения

Такой самосвал поднимает 55 т груза. Общий вес «пассажиров», побывавших на нём за время выставки, явно больше. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

На ВДНХ до 9 апреля проходит выставка белорусской и российской техники, приуроченная ко Дню единения наших народов.

   
   

Порулим карьерным самосвалом?

Из Набережных Челнов на ВДНХ привезли КамАЗы, из Питера – тракторы, из Ульяновска – УАЗы. Белорусская делегация не менее представительная (см. инфографику). Пожарные автоцистерны соседствуют с зерноуборочными комбайнами, карьерные самосвалы припаркованы рядом с мобильными домами для путешествий. «ВДНХ – легендарная площадка – была и остаётся местом демонстрации наших достижений, – заявил на открытии выставки 2 апреля госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Мезенцев. – Выставка стала символом единения, формирования новых производственных цепочек и кооперации».

За примерами кооперации далеко ходить не надо. Карьерный самосвал БелАЗ-7555А оснащён двигателем Ярославского моторного завода. Все пришедшие на выставку дети, не сговариваясь, использовали эту машину, способную поднять 55 т груза, как игровой аттракцион. Представители БЕЛАЗа то и дело страховали ребят. Взрослые тоже забирались на самосвал, чтобы осуществить детскую мечту и ­посидеть за рулём чудо-­машины.

 

Президентская поддержка

«Мы ощущаем реальную, эффективную поддержку правительств обеих стран – и Бело­руссии, и России, – считает гендиректор ОАО «Белаз» Сергей Никифорович. – Любые проблемы, с которыми мы сталкиваемся, решаются в течение суток». Такое возможно тогда, когда «гарантами» сотрудничества выступают первые лица государств. 

«В последнее время Моск­ва и Минск сталкиваются с беспрецедентным внешним давлением, – говорилось в обращении президента РФ Владимира Путина, зачитанном на открытии выставки. – Лучшим ответом на недружественные действия со стороны ряда государств должно стать упрочение союзнических российско-белорусских связей, наращивание взаимовыгодных интеграционных процессов. Особое значение имеет координация усилий на международной арене, ­укрепление нашего оборонного потенциала, а также проведение согласованной политики ­импортозамещения».

 

В послании президента Белоруссии Александра Лукашенко звучали похожие мысли: ­«Устав от заокеанской экспансии с её беспринципными методами подчинения всех жителей планеты интересам одной сверхдержавы, чтобы быть сильнее санкций и диктата, мы расширяем и углубляем интеграцию между Белоруссией и Россией. Создавая экономически мощное и эффективное Союзное государство, повышая благосостояние его граждан, мы используем свой исторический шанс для формирования справедливого сообщества свободных наций».

Машиностроительная отрасль доказывает, что мы можем обойтись без западного импорта. Директор представительства холдинга «Амкодор» Александр Нахаенко показал «АиФ» образцы техники, производство которой локализовано в Брянске: «По большинству позиций мы в состоянии обойтись без Запада, российско-белорусские логистические схемы показали себя очень хорошо. Зависимость от компонентов, конечно, есть. Но, работая над производством машин, конструкторы всегда продумывают альтернативу. Вот и наши специалисты спланировали китайские и корейские компоненты на замену европейским». Потенциальные покупатели больше интересовались техническими характеристиками экспонатов, а москвичи делали необычные селфи, залезая в огромные ковши погрузчиков. Кстати, некоторые машины, представленные на ВДНХ, припарковались в Москве по пути в другие регионы – они уже проданы, их ждут покупатели.

   
   
Гиропланам для взлёта нужно 100 м, а для посадки меньше 5 м. Отличное средство сообщения между труднодоступными районами. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Куда долетит гироплан?

«Мы получили возможно­сти заместить тот критический импорт, от которого наши страны и отрасли зависели многие годы», – заявил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, оценивая перспективы развития машино­строительного комплекса. Отечественная и белорусская техника не только качественная, но и применяется во многих отраслях. «Мы привезли образцы авиационной техники и беспилотные комплексы, – приводит пример гендиректор ЗАО «Авиа­ционные технологии и комплексы» Юрий Леоновец. – Обратите внимание на гироплан. Такая сверхлёгкая авиационная техника имеет огромный спектр применения: и в сельском хозяйстве, и при мониторинге территорий, и для перевозки почты в районы, где нет дорог. Пилот может посадить его даже на дачном участке». Отвечая на вопрос «АиФ», сказались ли на работе компаний западные санкции и есть ли зависимость от импортных компонентов, Ю. Леоновец ответил так: «Разработки предприятий Национальной академии наук Республики Беларусь базируются на российско-белорусских либо китайских комплектующих, так что тут у нас всё хорошо. Мы очень надеемся, что выставка поможет нам наладить контакты с российскими регионами, чтобы расширить географию поставок. Наша продукция в состоянии конкурировать с импортными аналогами. Плюс у нас оперативная поддержка эксплуатируемой техники. Это критически важно, в частности, для сельского хозяйства. Если сломался беспилотник, распыляющий подкормку для растений, надо поставить необходимые комплектующие не через месяц, а за 1, максимум 2–3 дня, потому что растения ждать не будут. Вот мы и занялись собст­венными разработками, чтобы не зависеть от европейских партнёров». На выставке был и космический «экспонат»: беспилотники, гироплан и вертолёт выглядели миниатюрно на фоне ракетного двигателя РД-108 (его привезло НПО «Энергомаш» госкорпорации «Роскосмос»). Он предназначен для ракет семейства Р-7, взлетающих с космо­дромов Байконур, Плесецк, Восточный и Куру.

Коммунальная техника нужна всегда, поэтому производить её лучше всего на родине. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Кстати, на днях начал дейст­вовать Союз промышленников Беларуси и России. Его назвали «Прогресс», и туда уже вошли три участника выставки на ВДНХ: Минский тракторный завод, «Гомсельмаш» и Петербургский тракторный завод. Главная задача союза – технологическая кооперация производств, совместная подготовка кадров и внешнеэкономическая работа.