Дела доброты. Какие праздничные дары получили москвичи?

Праздник, солнце, весна – радость и обновление. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

С 25 апреля по 5 мая в рамках «Московских сезонов» прошёл фестиваль «Пасхальный дар». На 250 площадках он собрал 4,9 млн гостей — жителей города и туристов. Они стали не только зрителями на концертах и спектаклях, но и участниками благотворительных акций.

   
   

Зоогородок на Тверском бульваре

Добро и благотворительность существуют не только в отношении людей. «Пасхальный дар» представил интересную зоопрограмму — в фокусе внимания оказались четвероногие питомцы из приютов.

Дружба — это ответственно

Тверской бульвар — один из столичных оазисов. Шум автомобилей остаётся за деревьями и совсем не мешает общению с четвероногими. Здесь, у памятника Есенину, в дни фестиваля развернулся целый зоогородок: пушистые красавцы коты, гладкошёрстные весёлые псы — все были рады гостям, которые знакомились с ними, гладили. Среди них вполне могли объявиться потенциальные хозяева.

Желающих обрести четвероногого друга нашлось немало: семейная пара к своим трём котам решила добавить ещё одного, старушка искала сторожа в загородный домик, мальчик уговорил своих родителей обратиться к представителям приютов, чтобы узнать, как помогать животным, и взять домой хотя бы кошечку.

«Такое детское добродушие очень радует, — говорит координатор направления по работе с волонтёрами Фонда „Дарящие надежду“ Анастасия Спорыхина. — Важно, когда ребёнок видит в животном друга, понимает, что это живое существо, а не игрушка, и стремится отнестись к такой дружбе ответственно. Случается и наоборот — родители приводят к нам детишек, чтобы научить их быть в ответе за тех, кого приручают».

Появился на площадке и кинолог, который учил гостей бульвара, как правильно воспитывать собак и ухаживать за животными, как нужно кормить их и почему необходимо своевременно делать прививки и проводить другие медицинские процедуры под контролем ветеринара.

   
   

А какие изумительные получились собаки-улыбаки у малышей на мастер-классе — игрушки, закладки, открыточки. Первый шаг в мир домашних животных сделан.

Детское добродушие очень радует. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Кошачий компромисс

Для ребят постарше проходили «Уроки доброты». Здесь они узнавали, чем можно помочь бездомным животным, как научиться понимать язык тела питомцев с помощью знаний по анатомии, а также знакомились с работой ветеринарных клиник.

Можно было мастерить ошейники, адресные бирки и матрасы-лежаки, делать плакаты о помощи бездомным животным и «Простые правила» — памятки для школьников и ребятишек из детских садов.

В делах доброты на Тверском могли поучаствовать все желающие. У памятника Тимирязеву в фестивальном зоомагазине приобретали необходимые для бездомных собак и кошек товары, а затем через особую корзинку передавали их благотворительным фондам, среди которых «Дарящие надежду», «Ника», «Рэй», «Собаки, которые любят» и др.

Не обошлось и без лекций. Потрясающим был рассказ об истории кошек — от обожествляемых египтянами нубийских до истребляемых инквизицией европейских.

Каждый слушатель получил ответ на свой вопрос. А вопросы, надо сказать, были совершенно разными: почему ислам не ставит перед кошками никаких ограничений? Почему кошкам не возбраняется заходить в церковь? Сколько типов мурлыканья? И почему их владельцы доживают до глубокой старости?

«Кошки — создания совершенно удивительные и очень загадочные, их можно только любить, — поясняет эксперт — фелинолог международного класса Наталья Храмешина. — Тогда и общий язык найти получится. Если вы любите кошку, а она вас, то всегда сделает так, как хотите вы. Она найдёт компромисс, будет слушаться, если вы не будете верховодить».

Целую неделю любой желающий мог звонить в колокола. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Жизнь без границ в творчестве

Театральная программа «Золотая маска» в городе" представила на фестивале жизнеутверждающие спектакли с участием артистов с ограниченными возможностями здоровья.

Особенность становится достоинством

«Пропустите меня, пока театр не закончился!» — кричит, расталкивая стайку мальчишек, пятилетняя девочка. Успела. К самому началу. Пробралась в первый ряд и замерла.

В фестивальном пространстве на бульваре Дмитрия Донского группа людей в одинаковых синих костюмах с красными полосами и такого же цвета шестами в руках начала безмолвное действо. Они сходились и расходились — парами, тройками, шестёрками, кельтскими, японскими, африканскими шагами, — кружили под музыку и пение из глубины тысячелетий. То ли танцы, то ли ритуалы, то ли человеческое стремление сойтись и снова разбежаться...

Премьеру пластического спектакля «Грани» интегрированный театр-студия «Круг II» подготовил специально к «Пасхальному дару». Когда же, как не в пасхальные дни, задуматься о вечном — жизни, смерти, человеческих взаимоотношениях.

«И музыка, и сама постановка, — говорит художественный руководитель и режиссёр театра-студии Андрей Афонин, — это некие размышления на тему разных состояний или разных переживаний: человек и пространство, человек в социуме, человек, когда он один. Есть у нас в спектакле фигура проходящего инициацию воина, после которой он, собственно, становится человеком».

А в завершение — хоровод, где каждый стал собой, а потому можно жить вместе. Это кружение времени и разных, но по большому счёту схожих культур — как некое важное послание.

«Оно социального плана, — продолжает Афонин. — Потому что коллектив у нас интегрированный — актёры с особенностями и без них, а вместе мы создаём искусство, и в этом процессе совсем не важно, есть у тебя инвалидность или нет. Важно, насколько ты включён в творческий процесс, и то, как твоя особенность становится на сцене твоим достоинством».

А шесты и люди — как проводники, то разграничивают, то объединяют, то строят, то разрушают. И в процессе граней и ограничений сокрыт процесс развития в партнёрстве.

«Этот спектакль — отличное поле для развития воображения, столько всего внутри себя увидел, — признаётся один из зрителей по имени Игорь. — Я просто шёл мимо, но музыка позвала. Развернулся в эту сторону и не смог оторваться».

Дети рисуют мир таким, каким они его видят. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Какие бывают куклы?

Инклюзивный театр многим переворачивает представление о мире — внешнем и внутреннем. И тем, кто в таких спектаклях участвует, и зрителям этих постановок.

На площади Славы гости «Пасхального дара» могли увидеть действо творческого объединения «Независимые театральные проекты» при поддержке театра «Балет Москва» под названием «Между». Актёры раздвигали границы знакомого и привычного: люди, использующие протезы, танцевали, а артисты балета отказывались от строгой хореографии в пользу непосредственности.

Театральная сцена на бульваре Дмитрия Донского приготовила ещё и кукольный спектакль. Малыши вместе с родителями посмотрели постановку театра «Котофей» «Не совсем Теремок».

«Спектакль со всем известным и любимым сюжетом мы скроили так, чтобы зрители могли узнать, какие в театрах бывают куклы, — рассказывает актриса „Котофея“ Мария Овчаренко. — Перчаточные, как наш Петрушка, тростевые (их все знают по спектаклям Театра Образцова), марионетки. Жаль, что не смогли показать теневых кукол из-за отсутствия 100%-ного затемнения. Но зато рассказали, как из обычных хлопковых перчаток можно смастерить балеринку или морячка и устраивать собственные спектакли дома».

Милая, добродушная, талантливая Мария из-за перенесённой травмы передвигается в кресле-коляске. Но это не беда! Их семейный кукольный театр, где она работает вместе с Александром Мудряком, — желанный гость на городских фестивалях и мероприятиях.

«Мне повезло, — говорит маленькая зрительница Света, — я тоже попала на сцену. Мне дали куклу, и я смогла поиграть вместе с артистами». «И я, и я, — добавляет Серёжа. — Здорово! Только дух захватывает — так много людей на тебя смотрят!»

«В фестивале участвовать — одно удовольствие, — признаётся Мария Овчаренко. — Зритель всегда новый. Ребятишек не привели на обязательное мероприятие, они сами прибежали, по собственному желанию, оттого так живо принимают участие в нашей игре. Такой контакт — радость и для них, и для нас тоже».

Всей семьёй за куличами. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий