Цифровая профессия. Московская рентгенология переходит в digital

Сергей Киселев / АГН Москва

Цифровая аппаратура, выход в интернет из любой точки, искусственный интеллект, облачное хранилище данных — в арсенале современного лучевого диагноста есть самые высокие технологии и техника экстра-класса. Заменит ли искусственный интеллект врачей в будущем и как рентгенологи показали себя в борьбе с коронавирусом? Нужна ли цифровизация здравоохранения? На эти вопросы «АиФ» ответил к. м. н., врач-рентгенолог, заведующий отделением рентгенологии НМХЦ им. Н. И. Пирогова Олег Бронов.

   
   

Дистанционная учеба и консультации

— Как вы можете оценить цифровое развитие столичной радиологии?

— Я могу его оценить только с положительной точки зрения. Особенно много сделано Департаментом здравоохранения Москвы, в том числе Научно-практическим клиническим центром диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения Москвы, в последнее время. Но началась эта работа не сейчас, при ковиде, а еще раньше, когда появилась Единая радиологическая информационная система (ЕРИС). Состоялась настоящая цифровизация рентгенологии, т. е. теперь рентгенолог — полностью цифровая профессия. Врач может получать, передавать, анализировать и описывать данные исследований, консультировать и обсуждать результаты с коллегами и пациентами практически из любой точки. Появился целый отдел, где работают специалисты, которые консультируют сложные случаи. Все это можно делать из любого места удаленно в любых условиях, условно говоря, даже в «боевых», лишь бы был выход в интернет.

Второе, что необходимо отметить, — цифровизация здравоохранения, медицины в Москве позволила еще и цифровизовать обучение: это и учебные курсы, семинары, различные курсы повышения квалификации. Ведь раньше врачи (не только живущие за пределами Москвы, но и москвичи) не могли выделить на это много времени. Поэтому сегодняшнее дистанционное обучение стало доступным для многих специалистов. Это, несомненно, большой плюс. В особенности для рентгенологов это важно. Ведь мы оцениваем сканы, рентгенограммы, томограммы, различные снимки. Все это говорит о том, что у нас реально цифровая профессия. Мы можем учиться из любого места. Например, хирургу нужно постоять за столом, ему необходимо получить мануальные навыки, а рентгенологи могут учиться из любой точки мира. Кроме того, в Москве поменялся пул техники с аналоговой на цифровую, повсеместно появились цифровые рентген-аппараты, маммографы, а КТ, МРТ изначально передают информацию в цифровом формате. Соответственно, и качество снимков стало выше, а следовательно, диагностика точнее.

Сегодня по цифровизации медицины мы стоим на передовых позициях в мире. Если взять, например, США, Сингапур или другие развитые страны, где медицинскую технику меняют очень часто даже в сравнении с ними, такой цифровизации, как в Москве, нет нигде. Чтобы была создана Единая радиологическая информационная система, как у нас, которая охватывает практически весь город, чуть менее сотни поликлиник, такого точно нет нигде в мире. 

Искусственный интеллект — только помощник

— Во время эпидемии коронавирусной инфекции на плечи рентгенологов легла очень большая нагрузка. На помощь пришел даже искусственный интеллект. Как считаете, какие еще цифровые сервисы могут помочь рентгенологу в его повседневной работе?

— Когда пришел ковид, действительно, работы у рентгенологов стало больше, нужно было выполнять и описывать много исследований. Мы достаточно быстро поняли, что методы ПЦР, которыми определяли ковид, на начальном этапе не всегда давали точные результаты. И основным исследованием, которое позволяет подтвердить или исключить развитие осложнений в виде пневмонии при ковиде, стала компьютерная томография легких в сочетании с клинической картиной заболевания. Поэтому по всей Москве открылось более 40 амбулаторных КТ-центров, и очень большой объем данных стал проходить через рентгенологов, огромное количество исследований было выполнено, более 100 тысяч. Естественно, нагрузка была колоссальная. И на помощь пришел искусственный интеллект. Конечно, он не замена рентгенолога абсолютно, но он стал его помощником. В первую очередь это проверка того, схожи изменения при КТ легких с вирусной пневмонией или нет, а также ИИ давал оценку степени поражения легких. Естественно, искусственный интеллект не может ставить подпись, юридических прав у него нет, заключение делает врач, но тем не менее это определенное подспорье для врача. ИИ для рентгенологов — это ассистент.

   
   

Технологии искусственного интеллекта сейчас развиваются семимильными шагами, как и области его применения. Это касается не только ковида, это и рак легкого, и рак молочной железы, и различные другие заболевания, включающие не только онкологию, например эпилепсия. Но вообще цифровизация, на мой взгляд, — это возможность консультаций, это так называемое «второе мнение», потому что кто-то лучше знает одну тематику, кто-то — другую. Например, у наших зарубежных коллег, есть четкое разделение рентгенологов: кто-то занимается мышечно-скелетной радиологией, кто-то — маммологией, кто-то — онкорадиологией. И доктора, который знал бы все абсолютно, не существует. А спорные вопросы бывают, поэтому «второе мнение», консультативная помощь очень важна. Это одно из главных преимуществ цифровой радиологии, когда в короткий срок можно получить «второе мнение» по поводу выполненного исследования.

Цифровизация позволяет работать мультидисциплинарно, когда есть врач-рентгенолог, есть врач-клиницист, который направил пациента на исследование, есть хирург, есть онколог, другие специалисты, если нужно. Т. е. мы работаем в команде. И искусственный интеллект в этой ситуации тоже может помочь.

Не нужно забывать и о том, что цифровизация может стать помощником в аудите различных исследований, т. е., например, нужна проверка оказания медицинской помощи, в том числе диагностической. Цифровизация упростила возможность аудита диагностических исследований.

Референс-центр: качество выше, результат быстрее

— В Москве создана качественно новая диагностическая структура: Московский референс-центр лучевой диагностики. Как это влияет на развитие отрасли?

— Создание референс-центра лучевой диагностики — это, на мой взгляд, ожидаемое решение с учетом общей цифровизации рентгенологии. Сейчас в референс-центре все сделано с упором на качество. Там будет работать достаточное количество врачей-рентгенологов. С сегодняшнего дня там начали уже работать врачи 5 поликлиник, которые перешли в пилотный проект. Есть ряд положительных моментов. Первый и очень значимый — это отсутствие многих отвлекающих факторов во время работы. Потому что, когда ты работаешь на месте, там кто-то зашел, кто-то что-то спросил, а ты в это время внимательно рассматриваешь исследование, это очень сильно отвлекает. В референс-центре я и мои коллеги побывали в эту пятницу, посмотрели рабочие места. Они оснащены новыми технологиями, например технологией распознавания речи. За рубежом все рентгенологи описывают исследования, не набивая на клавиатуре, а устно. Сейчас это есть и в референс-центре. Мировой опыт показывает, что если не набивать текст, а наговаривать, то меньше отвлекаешься, внимательность повышается, а значит, и качество.

Врачу-рентгенологу, чтобы оценить какую-то экстренную ситуацию, необходимо немного времени, главное, чтобы была связь между рентгенологом и клиницистом. И эта связь референс-центра с поликлиниками есть.

Помимо качества самих исследований, будет уходить меньше времени на описание исследований. Техника в референс-центре экстра-класса. И опять же в случае спорных вопросов можно отправить исследование на консультирование, что тоже повышает качество описания. В референс-центре располагается целый консультативный отдел.

Пациенты всю информацию теперь получают в рамках ЕМИАС и могут зайти в свой личный кабинет со своего телефона или планшета, им не нужно дожидаться протокола, напечатанного на бумаге. Они все это увидят в своей электронной истории болезни. 

На удаленке работать можно

— Возможна ли подобная удаленная диагностика в других сферах?

— Удаленная диагностика возможна. На мой взгляд, это можно сделать с лабораторными исследованиями, наверное, в патологоанатомической службе. В офтальмологии, я знаю, активно внедряют подобные системы, в том числе с искусственным интеллектом. ИИ используют уже и в лабораторной диагностике, например при подсчете клеток крови. В онкологии.

— На ваш взгляд, такой формат работы эффективен? Почему?

— Удаленный формат работы может быть эффективен при предоставлении всех необходимых данных. Здесь стоит отметить, что если к рентгенологу приходит исследование, но нет никаких данных о пациенте, то этот формат работы не годится. Рентгенологи оценивают рентгенограммы, томограммы или УЗИ-исследования, но если нет клинической картины, если нет запроса от лечащего доктора, то очень сложно понять что мы вообще пытаемся увидеть. Поэтому полноценная работа возможна только при наличии показаний к исследованию, при диалоге с клиницистами, при наличии лабораторных данных, анамнеза. И эту возможность дает как раз референс-центр, так как он подключен не только к ЕРИС, но и к ЕМИАС. Таким образом, мы можем получить всю необходимую для работы информацию о пациенте, его предыдущие исследования. Вот в таком формате однозначно удаленно работать можно.