Что за первый в России робот-уборщик замечен в Москве?

Ответ редакции

«Запустили на улицах столицы первого в России робота-уборщика "Пикселя", - написал мэр Москвы Сергей Собянин в своём телеграм-канале. - Это разработка московской компании "Автономика" — резидента кластера "Ломоносов" в научно-технологической долине МГУ». Безопасен ли коммунальный робот для прохожих, может ли он работать по ночам и где именно в Москве его можно встретить?

   
   

Пока технику сопровождает оператор, но потом управление станет удалённым (из операционного центра). Интересно не только из чего состоит «Пиксель», но и как он будет справляться с жесткими регламентами московской уборки. Ведь в Москве есть правила на любую погоду, и коммунальщики обязаны убирать улицы и дворы согласно строгим нормативам.

Из чего сделан электронный дворник?

Он работает на аккумуляторных батареях (одна из причин – снизить загрязнение воздуха в жилых районах). «Пиксель» делала российская команда, начинка отечественная и частично - белорусская. Это принципиальное решение: в этом случае нет зависимости от иностранных партнеров и поставщиков. Напомним, когда пошли антироссийские санкции, часть западных компаний просто перестала предоставлять доступ нашим пользователям к своей техподдержке. А без регулярной «промывки мозгов» даже самый высокотехнологичный робот быстро становится металлоломом. Поэтому понадобился отечественный алгоритм машинного зрения и система навигации. Интересно, что при необходимости «мозги» нашего робота позволяют ему работать без связи со спутниковой навигацией.

Способен ли робот работать именно в Москве?

Да. Первую смену в реальных условиях «Пиксель» отъездил по территории ВДНХ. Кроме того, «Пикселя» долго тестировали, пока в столице ещё лежал снег. Ведь его конструкция позволяет закрепить любое навесное оборудование «по погоде». После этого запускается нужная программа – от отвала снега до пылесоса – и вперед. Размеры и мощность робота рассчитаны на московский климат. Он и жарким летом может работать, и зимой (стужа или резкие переходы через ноль не особо мешают). А еще робот может сам учиться с помощью цифрового двойника московских улиц, так что топографический кретинизм ему явно не грозит.

«Дворник» безопасен для пешеходов и припаркованных машин?

Настороженное отношение к роботам зачастую связано со страхом, что они будут действовать во внештатной ситуации не как человек, а согласно заложенной программе. Но на самом деле в «мозги» того же «Пикселя» заложены внештатные ситуации. Машинное зрение позволяет распознавать как живых существ, так и любые другие препятствия. Глазами «коммунальщику» служат многочисленные датчики, лидары и радары. Так что он точно не будет ехать на прохожего или биться о припаркованную машину, пытаясь проехать по заданному маршруту. Кстати, «Пиксель» специально сделали высотой ниже среднестатистического взрослого человека, чтобы прохожие видели, что находится за техникой (это один из элементов пассивной безопасности). А еще робот оснастят негромкой сигнализацией, которая будет предупреждать прохожих о том, что рядом проезжает умная техника без водителя. Его максимальная скорость – 10 км/ч, а во время уборки – около 5 км/час.

Робот отберет работу у человека?

Конечно, нет. Ведь нужны дежурные в операционные центры, не обойтись и без специалистов по диагностике и обслуживанию техники. Зато Москву в будущем можно будет убирать ночью. «Пиксель» же электрический, работает практически бесшумно, поэтому с соблюдением столичного закона о ночной тишине проблем не возникнет. При полной рабочей нагрузке «Пиксель» может без отдыха убирать территорию 7,5-8 часов. На дозарядку уйдет до 2,5 часов. То есть, при желании, его можно эксплуатировать 2/3 суток.

   
   

Где уже работает «Пиксель», и какие у него перспективы?

Вот что рассказали aif.ru разработчики «Пикселя»:

«Нашего малого коммунального робота можно встретить на ВДНХ и возле ЦДП («Цифровое деловое пространство» на Покровке). Возможность ночной уборки уже обсуждается, такой эксперимент планируется провести летом на ВДНХ. В Москве регламенты роботизированной уборки находятся в разработке, а вот технологию обычной уборки мы используем на основе столичных требований и зимнюю, и летнюю. ДЖКХ активно участвует в нашем проекте, первую закупку уже провело Агентство Инноваций Москвы, планируется еще ряд закупок столичными структурами».