Бесконечный процесс. Сколько памятников архитектуры реставрируют в Москве?

Глядя на Доходный дом Быкова после реставрации, трудно представить, что здание дважды горело, разрушалось и находилось в аварийном состоянии. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

За 10 лет в Москве число памятников архитектуры и культуры, находящихся в плохом состоянии, сократилось в 5 раз.

   
   

Самая большая программа в мире

Табличку с надписью «Охраняется государством» в Москве можно встретить чуть ли не на каждом шагу. При этом россий­ская столица – не только исторический пантеон, город-музей, но и признанный мировой финансово-экономический и политический центр. Совместить охрану памятников культуры и архитектуры и современное развитие – одна из сложнейших градостроительных задач для всех городов с многовековым прошлым. В Москве её решают довольно успешно, и эксперты с уверенностью говорят о том, что столица России – один из мировых лидеров в этом вопросе.

«Реставрация – бесконечный процесс. Заканчиваются работы на одних объектах, приходит время заняться другими. С 2011 г. мы привели в порядок 1578 объектов культурного наследия – старинных усадеб, храмов, жилых домов, объектов инфраструктуры, многие из которых находились в аварийном состоянии. Это самая большая программа в мире по реставрации – она продолжает дальше развиваться. Потому что исторических зданий в Москве много. Мы их выявляем и ставим на учёт. В их числе – Доходный дом купца Быкова – ещё один памятник, который московские реставраторы вернули городу», – отметил Сергей Собянин, осмотрев отреставрированное здание.

Доходный дом купца Быкова. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Под «Маской льва»

Ещё несколько лет назад многие думали, что восстановить Дом Быкова не удастся. Здание дважды горело, в нём не стало крыши, обрушались стены, перекрытия и лестницы. Но в 2013-м начались противо­аварийные работы, 4 года спустя – реставрация. «Если бы мы не поставили Доходный дом купца Быкова на учёт как памятник культурного наследия, я думаю, что мы просто бы потеряли его», – сказал мэр.

Доходный дом был постро­ен 112 лет назад, не так давно по московским меркам, русским архитектором-модернистом Львом Кекушевым. Его неповторимый почерк и удалось воссоздать современным реставраторам. В обновлённом здании, как и столетие назад, притягивают взгляд волнообразные эркеры и изысканность лепки. Получилось даже восстановить рисунок оконных переплётов, а он не повторяется ни разу. Особое внимание мастера уделили возвращению исторического облика фасадов дома, а проездную арку снова украшает фирменный знак Льва Кекушева «Маска льва».

Доходный дом купца Быкова. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Символично, что именно в здании возвращённого Москве Дома Быкова Сергей Собянин провёл церемонию награждения заслуженных реставраторов (см. Кстати). Почётные звания присвоены Татьяне Авериной, Владимиру Покачалову и Татьяне Лаптевой.

Кстати
Реставратор Татьяна Лаптева, к примеру, восстанавливала Центральный Манеж после пожара, Татьяна Аверина руководила реставрацией Дома Орлова-Денисова на Лубянке, а благодаря Владимиру Покачалову сохранены павильоны «Земледелие» и «Атомная энергия» на ВДНХ.
   
   

100 памятников на очереди

Во всём мире бич старины – время и нерадивые потомки. Ещё лет 20 назад и Москва теряла архитектурные шедевры, получая после дорого­стоящих работ примитивный ново­дел. Сегодня, чтобы определить, какие здания можно обновить, подкрасить, отремонтировать, а какие нель­зя трогать ни в коем случае, проводятся тщательные исследования по определению предмета охраны объекта – что конкретно, зачем и от чего охранять.

При этом, сохраняя исторический облик столицы, многие памятники архитектуры приспосабливают для современного использования, превращая старинное здание в музей, библиотеку, культурный центр или даже в кафе. Уже скоро и Доходный дом Быкова на 2-й Брестской заживёт новой жизнью – на первом этаже будут магазины и кафе, на втором – апартаменты.

«Мы рассчитываем, что в этом году удастся закончить реставрацию не меньше сот­ни памятников архитектуры. Сказать, что какие-то из них важнее или сложнее других, нельзя. Каждый объект культурного наследия уникален, а каждая реставрация – непростая, кропотливая работа. Ведь на специалистах лежит большая ответственность – восстанавливать нашу историю, не добавляя ничего от себя, не искажая, но и не игнорируя исторические факты», – отметил руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емель­янов.

По его словам, среди знаковых зданий, на которых в 2021-м продолжатся работы, – ГЭС-2, гимназия им. Медведниковых, флигель усадьбы Новикова–Давыдова, Мариинское женское училище, павильоны ВДНХ «Физика», «Радиоэлектроника и связь» и «Микробиологическая промышленность», Яузская городская больница, жилой дом Абрикосовых и другие знаменитые постройки. Всего в процессе реставрации их 500. Что откроют в обновлённых памятниках, скоро узнаем. Но ясно одно: всё, что определено как предмет охраны, сохранится и сохранит дух московского прошлого, станет ещё одним примером сочетания современного предназначения и исторического облика, который вслед за нашей столицей стараются повторить в других городах мира.

Мнение эксперта

Время умной реставрации

До вступления в силу Федерального закона № ­73-ФЗ научно-проектная документация разрабатывалась по внутренним регламентам каждой организации. С выходом же этого документа все разделы по реставрации обрели чёткую структуру, считает почётный реставратор Москвы Владимир Покачалов: 

– За последние 11 лет стал невозможен масштабный снос объектов культурного наследия – такой, как, например, снос в конце 1990-х комплекса памятников, в которых располагалась Некрасовская библиотека. Всё, что от неё осталось сегодня, – одно строение – «Главный дом, XVIII–XIX вв.».

20 лет назад ещё существовала практика реконструкции объектов культурного наследия, что часто приводило к искажению исторического облика. К примеру, в процессе работ могли сделать пристройки, добавить этажи. Теперь объекты культурного наследия только приспосабливаются к современному использованию, ничего не добавляя. Научно-проектная документация разрабатывается вместе с проектом реставрации, по которому проводится Государственная историко-культурная экспертиза. И только при положительном заключении начинается восстановление первоначального облика памятника, а современное инженерное оборудование не нарушает его особенностей, составляющих предмет охраны, и позволяет сохранять на долгие годы сам объект.

В процессе реставрации бывают интересные находки. К примеру, когда выполнялись работы в Институте стран Азии и Африки на Моховой, в одном из помещений пришлось разобрать аварийную кирпичную печь, и за ней обнаружили арочный проём с росписью и колоннами, декорированными мрамором. Таких находок бывает много, и главная задача реставраторов – их раскрыть и сохранить памятник для будущих поколений.