Зачем лесам цифровизация? Директор Рослесинфорга — о легких планеты

Директор Рослесинфорга Павел Чащин. © / Кирилл Кухмарь / Фотохост-агентство ТАСС

Более 800 млн га занимают леса в нашей стране. Как мы обращаемся с этим великим богатством? Об этом на стенде «АиФ» на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке рассказал директор Рослесинфорга Павел Чащин.

   
   

По его словам, на производственных процессах в лесном комплексе не отразились ни санкции, ни СВО: «Если сравнивать первые полугодия года нынешнего и предыдущего, то объемы лесозаготовки сильно не изменились. За первые 6 месяцев 2021 года заготовлено порядка 105 млн кубометров леса, за тот же период в 2022-м — 100 млн. Это небольшая погрешность, которая может коррелироваться погодными условиями».

Увидеть всю экономику

Продолжается работа в рамках Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). Директор Рослесинфорга отметил плюсы цифровизации: теперь онлайн отслеживается передвижение древесины, передвижение машин.

«И это, — сказал он, — первый шажочек, который позволяет собрать в режиме онлайн определенную информацию. Она важна, поскольку и у бизнеса, т. е. лесопромышленников, и у государства отсутствует информация для оперативной аналитики, позволяющей сделать правильные выводы с точки зрения экономического эффекта».

Вторым шагом Павел Чащин назвал полномасштабный запуск Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК). «Его, правда, перенесли с учетом введенных против нашей страны санкций и спецоперации с 1 января 2023 года на первый день 2025-го. Но это в определенном смысле даже хорошо, потому что позволит подготовиться более тщательно. Ведь введение цифровой платформы в любой из отраслей — процесс достаточно сложный», — пояснил он.

Глава Рослесинфорга уточнил, что президент поручил не только создать цифровую платформу лесного комплекса, но и реформировать систему лесоустройства. В этом смысле цифровизация лесного хозяйства позволит видеть всю экономику, понимать, что и как происходит в регионах, что, куда и как распределяется. На местах прояснятся вопросы аренды, появится возможность точнее вести расчеты и получать экономическую выгоду от конкретного лесного ресурса. Цифровизация поможет и в вопросах выбора верных способов восстановления леса с учетом региональных особенностей.

«Цифровые данные нужны как государству, так и бизнесу, — считает Чащин. — Поэтому важно внедрять институт софинансирования. В этом случае с задачей правильного лесоустройства мы справимся на пятерку, вовлекая в экономику страны все больше лесов».

   
   

Лесоклиматические проекты

Отвечая на вопрос о лесных пожарах нынешнего лета, директор Рослесинфорга отметил, что лес горел не так интенсивно, как в прошлом году, чему помогли погода и расширение зоны мониторинга (это стало возможным благодаря дополнительному финансированию).

«Правда, ложкой дегтя стали Рязанская область и Подмосковье. Но надо понимать, что лес горел и будет гореть, наша задача — сократить объемы и улучшить систему мониторинга», — добавил Павел Чащин.

Говоря о государственной инвентаризации лесов, он сообщил, что за последние 13 лет уже собран большой массив данных.

«И это не компьютерное моделирование со спутников, — пояснил директор Рослесинфорга. — Это действительно работа наших людей, которые физически попадают в самые труднодоступные точки, снимают большое количество характеристик. Потом все это агрегируется, рассчитывается по международным методикам, и нам становится понятно, как создавать лесоклиматические проекты».

Кстати, лесоклиматическими проектами и лесоразведением, которые Чащин считает важнейшим направлением для сохранения легких планеты, могут, по его словам, заняться и индустриальные гиганты, и банки — нормативная база уже позволяет.