Территория опережающего развития. Михаил Дегтярев — о проектах хабаровчан

Михаил Дегтярёв. © / Кристина Шекс / АиФ

В рамках Восточного экономического форума губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев посетил стенд «АиФ» и ответил на вопросы наших журналистов.

   
   

«К сборке полностью готовы»

Aif.ru: — Михаил Владимирович, от вашего края в первую очередь все ждут новые отечественные самолеты — «Суперджет» и «Байкал». Какие новости с производства?

Михаил Дегтярев : — Мы сегодня встречались с генеральным директором корпорации «Иркут» Андреем Богинским, как раз обсуждали тему готовности производства. Производство, персонал, спецификация, материалы — всё готово, ждем лишь двигатели. Потому что Sukhoi Superjet New — полностью импортозамещенный планер. Сейчас самолет находится на статических испытаниях в Москве, на сертификации. В принципе, как только будет первая поставка двигателей, самолет полетит. Завод в Комсомольске-на-Амуре будет готов собирать от 20 до 30 машин в год: одна машина собирается за 10 дней, так рассчитан цикл производства. Будем набирать туда дополнительный персонал, весь он проходит обучение в нашем регионе.

Что касается «Байкала»: решение принято, территория опережающего развития изменила границы, и в следующем году мы забьем первую сваю и быстро возведем производственные цеха. В 2024 году завод будет готов. Там будут и летно-испытательная станция, и сборочное производство. Персонал тоже сейчас активно готовим, суммарно около 150 человек. Мы к сборке будем готовы полностью. По этому предприятию всё будет зависеть от Уральского завода гражданской авиации — насколько они будут готовы поставлять нам комплектующие. Другой вопрос — двигатель, ВК-800. Здесь мы тоже зависим от двигателистов. 

— А с судостроением в крае что происходит?

   
   

— Вся военная линейка на стапелях. Очень большой заказ, по решению президента России, размещен у нас. До 2028 года военной тематикой Амурский завод загружен. Хабаровский завод в инициативном порядке восстановил всю документацию на десантные катера на воздушной подушке «Мурена». Ждем заказа со стороны Минобороны. 

Два краболова на Хабаровском судостроительном заводе находятся в стадии достройки, они уже на воде. Рассчитываем на размещение дополнительных заказов в рамках нового аукциона «квоты под киль». Вся номенклатура у нас есть, проект понятный, удобный, рыбаки его хвалят. 

Сегодня я как раз выступал на сессии, посвященной судостроению. Амурский завод освоил производство великолепных паромов. Вчера президент России скомандовал поднять флаг на одном из них. Уже в этом году паромы начнут работать на линии Ванино — Холмск. Мы считаем, что завод достоин того, чтобы пустить эти суда в серию. Можно было бы использовать их для транспортировки грузов в Калининград, там существенный трафик, и он будет только расти из-за недружественных действий соседних стран. Возможно использование этих паромов и в Черном, и в Каспийском море.

— С какой скоростью можно было бы их строить?

— Постройка первых заняла 5 лет, на последующие будет уходить по 2 года. 

«Куда летать есть, на чем — тоже есть»

— В стране сейчас происходит поворот на Восток, и вашему краю в этом деле отводится немаловажная роль. Хабаровский край граничит с Китаем — какие перспективы сотрудничества здесь вырисовываются? 

— По воде мы уже поставили в Китай 300 тыс. тонн угля, пиломатериалов и другой продукции. Маршруты все отработанные. А что касается будущих проектов, то Юрий Петрович Трутнев рассказал вчера, что президент одобрил создание межгосударственной территории опережающего развития. И мы Большой Уссурийский остров как раз номинируем на получение такого статуса. Просчитали грузовую базу — минимум 1,5 млн тонн в год, тысячи фур в день пойдут. Сейчас с китайской стороной идет активное обсуждение этой тематики. С этим может быть связана и зона свободной торговли, и развитие туризма, развлечений. Остров красивый, там есть все условия для экотуризма. Будем поэтапно этот проект развивать.

Сегодня я подписал соглашение между краем, РЖД и компанией «Фининвест» о создании сухого порта в районе станции Хабаровск-2, мощностью 300 тыс. контейнеров в год. Он будет завязан и на железную дорогу, и на автомобильный транспорт. Это большая логистическая база, где будет собираться груз с юга, из Приморья, с востока — из Ванино и Советской Гавани, и все с того же Большого Уссурийского. Всё будет аккумулироваться и распределяться дальше. Этот проект однозначно очень перспективный. 

Ну и плюс международный аэропорт. Мы сдаем его весной 2023 года. Очень много сил потратили на то, чтобы синхронизировать погранпереход и его оборудование в аэропорту со строительством, а строительство идет быстро, за счет средств ВЭБа и частных инвестиций. Весной вместе с терминалом сдадим и пограничный комплекс. Будем и иностранных туристов принимать, и наших граждан отправлять за рубеж.

— А кого будет больше, как думаете?

— Время покажет — как будет международная обстановка развиваться. Сейчас наши авиаторы рассматривают в качестве хаба аэропорт в Монголии. Мы видим, что через Улан-Батор нашему туристу можно будет летать в самые разные страны. Тем более обсуждается открытие Таиланда, Вьетнама. В ближайшие месяцы к нам приедут представители вьетнамской стороны, недавно там по моему поручению был наш министр туризма. В общем, куда летать есть, на чем — тоже есть.

— Туризм вообще стал одной из главных тем этого форума. Как с внутренним туризмом обстоят дела в Хабаровском крае?

— Мы подписали соглашение с корпорацией Туризм.РФ, вице-премьер Дмитрий Николаевич Чернышенко был тому свидетелем. Договорились, что она заходит и капиталом, и своей экспертизой в два проекта. Первый — это набережная на Амуре, которую мы сейчас проектируем за свой счет. Второй — многофункциональный круглогодичный курорт «Хехцир». Освободим там до конца года от обременения 340 га. В этом году уже можно будет покататься на действующих трассах, будет запущена кресельная дорога. А в дальнейшем будет построено несколько отелей, комплекс спа, объекты водных видов спорта, тренировочная база для горнолыжников, лыжников и сноубордистов. По масштабам этот курорт чем-то будет напоминать «Архыз», ориентировочный объем инвестиций — 25 млрд руб. 

— С кем вы будете реализовывать этот проект?

— Мы с Туризм.РФ подберем инвесторов. Это будут и госбанки, и различные компании, работающие в регионе. Хотим подтянуть всех, кто имеет здесь крупный бизнес. Точно сделаем предложение РЖД, Транснефти, Роснефти, Независимой нефтяной компании, СУЭКу, группе «Полиметалл», «Полюс», «Амурзолото» и др.