Новым морским курортам быть! Зарина Догузова — о перспективах туризма

Зарина Догузова. © / Фото: пресс-служба

На проходящем Восточном экономическом форуме обсуждались в том числе и перспективы развития внутреннего туризма.

   
   

— Какие планы по строительству новых морских курортов есть сейчас?

— Мы будем рассматривать все курортные моря, которые есть в нашей стране. Вот, например, где мы сейчас находимся — Дальневосточное Приморье — одна из перспективных точек. Черное, Каспийское, Азовское, Балтика. На Каспийском зона уже определена — Каякент, вчера президент это озвучил. В ближайшее время определимся с муниципальными образованиями, какие конкретно участки будут задействованы под новые будущие морские курорты.

— Когда эти курорты будут готовы принять гостей?

— По опыту строительства международных курортов первые очереди могут заработать через 5-7 лет. 

— То есть к 2027 году первые постояльцы в новых отелях смогут опробовать новую инфраструктуру?

— Если не будет никаких заминок, при грамотных управленческих решениях очень на это надеемся. На самом деле это очень важный итог. Мы давно говорим, что наши действующие курорты уже ни физически, ни инфраструктурно, никак не вмещают всех желающих отдохнуть на теплом море. А перспективы спроса — десятки миллионов человек. Для нас очень позитивный итог — поручение президента Правительству Российской Федерации рассмотреть этот вопрос и принять решение о том, где эти морские курорты появятся.

   
   

— Если говорить о въездном и выездном туризме, фактически одобрена реанимация идеи о выдаче электронных виз?

— Я бы не торопилась, но мы будем сейчас над этим работать. Тут ключевое — это то, что можно подходить диспаритетно к визовым вопросам в случаях, когда речь идет об экономических, гуманитарных интересах нашей страны. Скажем, наших туристов не пускают. А почему бы нам иностранных туристов не пустить? Мы ничего не теряем, мы только приобретаем. Это экономически выгодно. Это живые деньги в экономику нашей страны, и это еще и soft power в туризме. Я вообще считаю — лучшая soft power в мире. Когда ты видишь собственными глазами, сложно переубедить в чем-то другом.

— Была озвучена цель — в два раза увеличить число туристов в России к 30-му году.

— Движемся к цели. Количество людей, которые ездят по стране с целью туризма, уже выросло в два раза в структуре поездок. А если смотреть на количество людей, которые останавливаются хотя бы на одну ночь в гостинице, — это международный подход статистический, — то мы в этом году максимально плотно приблизимся к показателям 19-го года. 65 миллионов тогда хотя бы на одну ночь останавливались в гостиницах. В этом году будет 61. То есть мы практически достигнем допандемийного уровня. И теперь еще задача прирастить столько же.

— Кроме кешбэка, что еще помогает приращивать турпоток?

— Туристические чартеры, программы продвижения, программы школьных поездок, которые мы с этого года запустили. Программа «Больше, чем путешествие», которую мы совместно с Росмолодежью реализуем. Многие запустили впервые, они работают на спрос и поддержку доступности. И, конечно, инфраструктура. Мы впервые начали большое число программ, которые помогают малому, среднему и крупному бизнесу запускать проекты в туризме. В первую очередь строить гостиницы, от крупных до модульных, быстровозводимых. Очень большой популярностью пользуется грантовая программа по софинансированию на строительство кемпингов, автокемпингов — это возможность доступно отдохнуть на природе. Мы стимулируем инвестиции, чтобы инвесторы активно создавали гостиничную и развлекательную инфраструктуру. Это и обустройство туристических маршрутов, центров городов, зон отдыха, проката. Всего того, что дает ответ на вопрос, чем заняться туристу на отдыхе.

— Ростуризм завершает разработку национального туристического маршрута по Приморью. Какие перспективы связаны с этим маршрутом?

— Это тоже недавний проект, он потихонечку раскручивается. Вообще, идея в том, чтобы создать маршрут, который полностью соответствует потребностям современного туриста. Это должны быть маршруты со знаком качества, с продуманной логистикой, чтобы все было обустроено для комфортного путешествия, от санитарных зон и туалетов до точек отдыха и навигации.