Олег Кувшинников: «Экономическая турбулентность нас только сплотила»

АиФ © /

Вологодская область в последние годы активно развивалась во многом благодаря тому, что продукция региона пользовалась высоким спросом в зарубежных, прежде всего европейских, странах. Поэтому на ситуацию в области санкции повлияли особо. Однако власти региона считают, что бизнес сумел оперативно справиться с возникшими проблемами, и сейчас область стоит на пороге нового этапа развития. Об этом губернатор Вологодской области Олег Кувшинников рассказал АиФ на Петербургском международном экономическом форуме.

   
   

Сергей Хорошавин, aif.ru: — Олег Александрович, многие предприятия Вологодской области ориентировались на экспорт — лес, продукты металлургии, поэтому антироссийские санкции вас коснулись напрямую. Как сейчас чувствует себя региональная экономика?

Олег Кувшинников: — Самое главное — процесс неопределенности преодолен. На сегодняшний день мы видим перспективы развития экономики региона в рамках сложных геополитических процессов, которые происходят в мире. Санкционное давление показало устойчивость и экономики страны, и экономики Вологодской области. Предприятия взяли некую инвестиционную паузу. Но сегодня на форуме мы видим, что страна, предприятия, регион уходят от этого, видят перспективу развития производства, работают над технологическим суверенитетом и реализуют комплекс мер поддержки экспорта. И я уверенно могу сказать, что Вологодская область вышла из кризиса. Мы видим поступления налогов в бюджет региона, и они выше запланированного, что говорит об оживлении экономического климата. Более того, сейчас мы готовимся к следующему инвестиционному циклу. Уже на второй день работы ПМЭФ-2023 было подписано 10 соглашений, общим объемом более 30 млрд рублей. Кроме этого, мы договорились о кластерном подходе на Череповецкой промышленной площадке и о глубокой проработке нескольких инновационных проектов (общим объемом более 150 млрд рублей). Это проекты компаний «Северсталь» и компании «ФосАгро» по улучшению эффективности работы, по снижению антропогенного воздействия на экологию и увеличению производительности труда. Поэтому, подводя итог, можно сказать — на сегодняшний день ситуация в Вологодской стабильная и прогнозируемая. 

— А как вы справлялись с уходом важных иностранных партнеров?

— Можно говорить о том, что мы перестроили логистические цепочки. Как по поставкам на экспорт, так и по получению продукции извне. Чтобы заместить импорт продукции, которая ранее закупалась в странах Евросоюза и в Америке, нам потребовалось буквально несколько месяцев. Были у нас проблемы с упаковкой, были у нас проблемы с расходными материалами. Решение было найдено такое: первое — это параллельный импорт, второе — работа с дружественными нам странами. К примеру, что касается поставок механизмов, готовых изделий, тракторной техники, то мы мгновенно заместили ушедшие иностранные бренды поставками из стран СНГ, Белоруссии и Китая. Сейчас контракты заключены, связи налажены, все работает. И эта быстрая реакция бизнеса на изменяющиеся условия, конечно, не может не радовать. Таков наш русский менталитет. Когда трудно, когда сложно, то у любого нашего человека, у любого руководителя включаются новые силы организма. Мы внутренне собираемся, становимся проактивными и мобильными. И это безвременье, эта турбулентность сплотили нас в единое целое. Сейчас государство, общество, бизнес — мы все в одной тарелке и вместе работаем над сохранением социальной, политической и экономической стабильности в нашей стране.

— А какие из заключенных соглашений, на ваш взгляд, самые перспективные?

— Очень много интересных соглашений по развитию промышленного кластера. Например, это уникальный проект производства бумагоделательной машины компании «Сегежа», которая будет производить до 60 тысяч тонн небеленой и жиростойкой бумаги. А это — упаковка, это — заменители полиэтилена, такая бумага в стране вообще не производится. Это — классический пример успешного импортозамещения. Конечно, надо упомянуть и соглашение с компанией «Ростелеком» о создании центра обработки данных в Вологодской области. Сейчас по всей стране не хватает хранилищ данных, так как понятно, где они все ранее находились. Поэтому строительство крупных ЦОДов для государственных нужд, для коммерческих целей просто необходимо. Ну и, конечно, это решение о создании особой экономической зоны, получения соответствующего разрешения мы ждем к концу этого года. В особой экономической зоне бизнесу будут предоставлены уникальные налоговые преференции. Уже подписаны рамочные соглашения с шестью будущими резидентами, инвестиции запланированы на уровне 8 млрд рублей, предполагается создание более 500 рабочих мест. Под это выделено 300 гектаров земли. Это будет особая экономическая зона, промышленного типа, все производство которой будет направлено на внутренний рынок, для его насыщения необходимыми товарами и материалами.

   
   

— В Вологодской области активно развивается туризм. Резиденция Деда Мороза в Великом Устюге, знаменитые православные святыни, уникальная природа. Что делается в этом направлении?

— Буквально только что на форуме мы договорились с крупным инвестором о строительстве новой инфраструктуры на родине Деда Мороза в Великом Устюге. Мы увеличиваем площади земельных участков под строительство объектов туристического бизнеса (аквапарка, различных объектов развлечений) в три раза. Уже открыли аэропорт, после чего количество туристов увеличилось на 20%, и в этом году будет поставлен исторический рекорд — 500 тыс. посещений за год. Только на новогодние праздники ждем 30-40 тысяч туристов. С приходом нового партнера, конечно, объект заиграет другими красками, выйдет на новый уровень развлечения и размещения. И мы договорились о запуске круглогодичных поездов, которые будут из Москвы и Санкт-Петербурга привозить туристов в вотчину Деда Мороза. Поэтому можно констатировать — наша туристическая жемчужина развивается. 

Но, конечно, это только малая часть всего туристического потенциала Вологодской области — кроме того, у нас еще 550 особо охраняемых территорий, три аэропортовых комплекса, по территории региона проходит 5 федеральных трасс. И поэтому интерес к Вологодской области с каждым годом растет. В прошлом году был поставлен абсолютный рекорд — 3 млн 400 тысяч посещений, в этом году планируем 3 млн 600 тысяч туристов и экскурсантов. И поэтому сейчас мы приняли решение — перевести департамент туризма в экономический блок, так как это часть экономики региона, которая формирует 2% валового продукта Вологодской области, и я ставлю задачу довести обороты до 5% к 2030 году. Считаю, что это вполне достижимая цифра. Мы видим туризм как стратегическую отрасль развития региона.

— Туризм в наше время невозможен без хорошей дорожной инфраструктуры. Как идет реконструкция трассы Вологда-Череповец?

— Дорожная инфраструктура Вологодской области активно развивается. И это закономерно, ведь регион находится между Москвой и Петербургом, в самом центре страны. В прошлом году запустили Архангельский мост, выводим транзит из центра города. Ежегодно ремонтируем до 700 километров дорог. Объемы работ просто колоссальные, и в результате по удовлетворенности населения качеством дорог мы входим в топ-10 регионов России. Самая наша загруженная трасса, как вы правильно сказали, дорога между двумя нашими агломерациями, Вологодской и Череповецкой, по которой ежедневно проезжает до 40 тыс. автомобилей. Поэтому она самая опасная. Мы уже расширили ее на протяжении 24 километров, еще 51 километр сейчас ремонтируется, и до 2027 года трасса полностью преобразится. Вся дорога будет широкой, безопасной, со всем необходимым дорожным сервисом.

— 2027 год как срок окончания работ выбран, видимо, неслучайно. Ведь в этот год регион будет отмечать 880-летие Вологды? Как готовитесь к празднику?

— На встрече с президентом России Владимиром Путиным, которая прошла в начале этого года, я презентовал проект подготовки к юбилею — 880-летию нашей столицы, Вологды. Сейчас мы реализуем несколько крупных проектов. Прежде всего это строительство малого транспортного кольца. В этом году подписали проект по строительству Некрасовского моста и подходов к нему (это будет 4-полосный, 250-метровый мост). Следующий этап — это строительство Некрасовского моста, который выведет транзит из центра города. Второй крупный проект, который мы обсуждали с президентом, это реконструкция нашей визитной карточки — вологодского Кремля. К 2027 году мы заинтересованы в том, чтобы привести в порядок стены, башни, иные объекты на территории памятника архитектуры — на что потребуется порядка 5 млрд рублей. Подрядные организации в ближайшее время приступят к работе. И это еще не все. Дорабатывается концепция благоустройства города к юбилею: это и набережная, и парки, и скверы, и центральная площадь. Уверен, что команда мэра Вологды при поддержке правительства области справится с этой задачей. Мы пригласили президента приехать в 2027 году, он это предложение принял, поэтому — будем готовиться к празднику.