Крупная площадка ПМЭФ помогает не только предпринимателям и экономистам решить свои вопросы. Также здесь могут почерпнуть опыт и региональные представители. Например, в Новосибирской области планируется проведение собственного форума — Технопром. И на мероприятии в Санкт-Петербурге команда области искала точки соприкосновения между этими двумя событиями. О том, каким будет новосибирское мероприятие, рассказала заместитель губернатора Новосибирской области Ирина Мануйлова.
Алексей Дуэль, aif.ru: — Ирина Викторовна, каковы ваши первостепенные задачи на ПМЭФ?
Ирина Мануйлова: — Команда в Новосибирской области работает достаточно самостоятельно и автономно, а у меня задача — найти точки соприкосновения между Петербургским форумом и форумом Технопром, который мы будем проводить в августе этого года. Это нужно по одной простой причине: в стране сегодня есть целая серия достаточно серьезных разнообразных и интересных площадок, у каждой из которых своя специфика. Ну и, конечно, в этом году мы готовим форум Технопром как форум регионов, а потому мне важно было познакомиться с опытом регионов здесь, на Питерском форуме.
Удалось пообщаться с коллегами, сегодня у каждого региона есть свои приоритеты научно-технологической повестки, есть программа научно-технологического развития. Часть из них уже представлена здесь, на Питерском форуме, ведь вопросы развития сегодня — и в науке, и в технологиях — актуальны для каждого региона. Поэтому, конечно, есть те субъекты, у которых мощная наука и мощные научные производственные центры.
Наши корпорации традиционно представляют очень много наработок новой технологии — это политика импортозамещения, которая сегодня в каждой крупной компании присутствует. Безусловно, впечатляет и масштаб, и возможности, и новые проекты.
— С точки зрения научного развития и технологии, и всего того, что с ними связано, у вас большая фора — у вас мощная научная база, новый атомный городок строите. Насколько все это востребовано и насколько это приносит доходы в бюджет и рабочие места в регионе?
— Наверное, я бы не говорила о том, что это доходы и результаты только для региона. Потому что в первую очередь Академгородок — это мощный образовательный научный центр за Уралом, и он создавался именно как центр, по сути, в сердце страны, ровно для того, чтобы обеспечить решение научных задач для всего государства. И эту задачу никто не отменял, просто сегодня, мне кажется, потенциал Академгородка точно может быть полезен, и поэтому ученые по всем направлениям активно включаются в ту производственную повестку, в решение тех задач, которые сегодня важны и востребованы во всех направлениях, от медицины до энергетики и оборонной промышленности. Действительно, потенциал сибирской науки достаточно весом. Но вместе с тем есть и проблемы, как всегда, в деталях. Наука достаточно часто дистанцирована от производства, и решить эту задачу на протяжении последних 5 лет стараются все государственные структуры, все институты развития. И на Технопроме этому будут уделять внимание.
— Насколько получается «подружить» высокую науку с прикладным обычным производством? Речь про то, как отвечают на вопрос: кому от вашего открытия будет хорошо? Например, говорят: надои коров увеличатся. Вам удается увеличить надой коров от вашего открытия?
— Удается, на самом деле. Для этого есть целый ряд инструментов, в том числе те, которые запускаются в рамках национального проекта «Наука и университеты». Даже названия подпроектов и тех структур, которые сегодня создаются, — центры трансфера технологий, стартап-студии, стартапы как дипломы, вовлекающие студенческую молодежь в предпринимательство и науку в производство. Но, безусловно, не могу обойти вниманием две мощные программы — это Приоритет-2030, где участие науки и индустриальных партнеров становится одним из главных показателей включения в эту программу. Передовые инженерные школы, когда высокая наука, когда фундаментальные исследования должны стать основой серьезной школы подготовки будущих специалистов, и это сегодня происходит. Ну и, конечно, это НОТС — проект, который стартовал три года назад.
Сегодня в стране созданы 15 научно-образовательных центров. Да, их эффективность разная: есть лидеры и те, кому еще необходимо набираться опыта и устанавливать связи. Но, мне кажется, произошло главное: регионы ощутили себя причастными к большой науке, появилось взаимодействие между научными организациями и тем самым производством. И надои коров, уверяю вас, тоже повышаются благодаря тому, что используются сбалансированные корма, сбалансированный рацион, применяется определенный режим содержания животных, и все это на надои влияет. Неслучайно за последние 10 лет в стране агропромышленный комплекс стал одним из лидеров развития экономики, и мы сегодня не только кормим свой народ, но и являемся активными поставщиками этой продукции за рубеж. Но у нас теперь новая задача: нам нужно не просто продавать сырье — продавать зерно, продавать масло — нам нужно продавать продукты глубокой переработки. И, конечно, это тоже задача для нашей науки.
— Как решаются проблемы с посадочным материалом, которого не хватает?
— Да, действительно, такая проблема есть, и она тоже сегодня в процессе решения, во всяком случае, мы практически вышли на кросс-9 — это по птице. Мы сегодня серьезно занимаемся программой генетических исследований в области разведения и содержания крупного рогатого скота, и те лаборатории, которые создаются у нас в аграрном университете, глубоко анализируют линейки всех поступающих к нам единиц, независимо от того, в какой зарубежной стране находится этот экземпляр. Таким образом, сегодня генетический материал в стране тоже совершенствуется.
А что касается растениеводства, здесь даже попроще, потому что в стране сохранился серьезный генофонд, который собирался на протяжении десятилетий. Существует несколько генетических центров, и задача конкретная — решить проблему семенного материала и по подсолнечнику (это сегодня самая сложная для нас задача), и по свекле, и по другим культурам, которыми мы сегодня закрываемся.
— У вас появился Смарт-сити Новосибирск. Что это за проект?
— Это наш проект по созданию научного городка, потому что Академгородок действительно расширяется, и несмотря на то, что мы говорим — нам нужны ученые, нужно еще и создавать те самые условия, чтобы эти ученые могли жить в обстановке, способствующей реализации их потенциала. И, конечно, Смарт-сити для нас — это тот самый городок для ученых, где будет и арендное жилье, будет и собственное жилье, а самое главное, будет та научная среда, которая и отличает результативность академовских ученых. Когда разные специалисты, физики, математики, химики, биологи, философы, встречаются во дворе, общаются на спортивных стадионах.
Речь идет не только о строительстве жилого квартала — важно, что здесь предусмотрена и производственная площадка, потому что сегодня всего один шаг от научного открытия до внедрения в производство. И должны быть те самые центры коллективного пользования, те самые переходные площадки, позволяющие внедрять научные разработки. Ну и, конечно, требуется самая комфортная среда для проживания: современное образование, медицинское сопровождение, возможности для занятия спортом, искусством — мы уверены, что в ближайшее время такой мини-академгородок появится между большим Академгородком и наукоградом Кольцово. Тем более что все там на расстоянии шаговой доступности — всего 5-7 километров.
— А как у вас с кадрами для науки — свои растите, кого-то приглашаете? Насколько охотно выпускник МФТИ поедет из Москвы в Сибирь?
— Я надеюсь, что все-таки поедет. И поедет потому, что совсем скоро стартует работа на нашем новом источнике — Центр коллективного пользования СКИФ (Сибирский кольцевой источник фотонов). Новая мегаустановка, аналога которой в мире нет. И для настоящего физика, биолога, химика, исследователя это точно новый инструмент, который открывает совершенно новые возможности для решения своих научных задач. А для молодых ученых, как показывает опыт, на первом месте стоит возможность реализовать свои научные идеи, в том числе и исследовательские, найти коллектив единомышленников, сформировать научную лабораторию или прийти в коллектив института. И это мы можем предложить нашим молодым ученым. А если вернемся к Смарт-сити, то мы готовы предоставить и соответствующие условия для семьи.
— А что с финансовым вопросом? Или все ученые — добровольцы, которые горят делом и хлеба не хотят?
— Нет, я не могу сказать, что хлеба не хотят. Более того — сегодня финансирование науки с точки зрения заработных плат тоже становится приоритетным направлением для страны. Неслучайно был в 2018 году указ президента, где прописан тот самый 200%-ный минимум, который мы должны выплатить. Но существует и система многоканального финансирования, которая в том числе позволяет в рамках молодежных лабораторий помочь с решением заработных плат именно для молодых ученых. Существует масса социальных программ, которые поддерживают молодых. Существует ИНФ, где гранты выделяются на работу молодых ученых, научных коллективов, где предусмотрена в том числе и поддержка финансовая для самих ученых, участников этих проектов.
Меня радует, что у нас растет поколение молодых гениев, и их на самом деле много. И об этом свидетельствуют те стипендии, которые сегодня они получают, — стипендии правительства Новосибирской области, стипендии президента, стипендии Правительства Российской Федерации. Несмотря на все санкции, на все эти сложности, ученые все равно продолжают общаться друг с другом, представляют свои работы на международном уровне, и наши молодые ученые действительно востребованы, потому что их работы интересны, современны — а это значит, нет той пропасти между плеядой великих ученых советского периода и учеными сегодняшнего дня. Да, действительно, наверное, если бы не было этих провальных двух десятилетий, ситуация была бы на порядок лучше, но я не считаю, что она потеряна. И национальный проект «Наука и университеты» как раз многое делает для того, чтобы поддержать ту самую науку, поддержать молодежь, которая идет в науку.
Десятилетие науки и технологий в России показывает: люди доверяют российским ученым, доверяют науке, наука становится престижной с точки зрения профессионального самоопределения молодежи. Сегодня мы увидели, как поднялся интерес юных абитуриентов, школьников — они действительно находят новые инструменты входа в науку как в профессию. Я надеюсь, что эта программа десятилетия решит проблему. Наука вновь для российского экономического рынка станет не просто привлекательной, а одной из самых престижных областей, потому что там человек действительно может себя реализовать. Оставив свое имя в истории не только страны, но и в мировой истории.
— Отдельное внимание туризму. Сейчас многие регионы хотят развивать внутренний туризм. У вас нет Черного моря и присутствует довольно суровый климат — чем будете привлекать и сколько к вам приезжает туристов?
— Несмотря на то, что Черного моря нет, туризм в Новосибирской области сегодня становится реальной экономической отраслью. И показателем для меня, например, стал следующий факт: мы в этом году проводим Архипелаг и столкнулись с проблемой: у нас все санатории, профилактории, вся инфраструктура выкупается на год вперед. То есть занято все, на самом деле, люди едут отдыхать, люди едут лечиться.
— Свои отдыхают?
— Свои отдыхают. У нас есть, конечно, поток туристов из Китая и из Казахстана, но, наверное, 75-80% это все-таки регионы России. Научный туризм, медицинский туризм. Про научный туризм хотела бы рассказать отдельно, потому что мы действительно сформировали несколько маршрутов, рассчитанных на разную ценовую категорию и на разные задачи. Это туризм для студентов, туризм научный для школьников, семейный научный туризм, когда вы можете приехать, например, и ознакомиться с тем, как живут обычные ученые. Вы можете посетить площадки наших институтов, попасть на экскурсию и посмотреть оборудование той самой установки мега-сайенс, которая в 2024 году будет запущена. А сейчас это оборудование стоит у них в зале, и надо сказать, что малыми группами — от 10 до 25 человек — сотрудники самого института эти экскурсии проводят. Вы можете попасть в Геологический музей Новосибирского государственного университета, побывать в нашем краеведческом музее. Несмотря на то, что у него такое название, по своим запасникам он соответствует лучшим музеям страны. Совсем недавно мы представляли нашу экспозицию в Санкт-Петербурге, и нам есть чем гордиться, потому что очень большой спрос был, и жители Петербурга с удовольствием знакомились, в том числе и с нашими мамонтами, и с теми археологическими находками, которые представляли, — есть что показать.