Контент для семьи. Алексей Гореславский о востребованных проектах

Алексей Гореславский © / Ирина Горюкова / АиФ

В 2023 по итогам конкурса национального контента ИРИ окажет поддержку 163 проектам на 10,3 миллиардов рублей. Среди победителей — художественные и неигровые сериалы, проекты в блогосфере, спецпроекты в СМИ, мультиформатный контент, видеоигры на разные темы — от детского кино и образовательных шоу до игровых сериалов и документальных программ. 

   
   

Какие интернет-проекты сейчас поддерживаются, какие темы в них поднимаются, а также об игре «Смута» и своем отношении к ограничениям YouTube рассказал генеральный директор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский.

— Как выбираете контент, который поддерживает ИРИ?

Алексей Гореславский: Контент выбирают отраслевые специалисты. На первом этапе отбора это независимые эксперты, а проекты, дошедшие до финала, рассматриваются участниками Продюсерского совета ИРИ — руководителями медиа холдингов, крупнейших онлайн-платформ, телеканалов, креативных агентств. То есть потенциал идеи, план по продвижению, адекватность заявленной сметы проверяют профессионалы индустрии, которые постоянно с этим работают. 

На мой взгляд, один из наиболее востребованных сейчас типов контента — это контент для семейного просмотра, который можно показать, не побоявшись, и ребенку, и родителям, и старшему поколению. Когда ты садишься на диван смотреть проект и с подростком 15 лет, и с бабушкой, которой 70, и не ждешь подвоха. Мы сейчас многое делаем для того, чтобы такой контент создавался выходил. За несколько лет нашей работы уже появилось довольно много проектов — игровых, документальных, блогерских — которые несут новые, сохидательные смыслы, не будучи пресными и сухими. Это, скажем так, тренд «на нормальность», который мы стараемся формировать и поддерживать. 

— Какие темы в этих произведениях, которые поддержал ИРИ, поднимаются?

— В наших конкурсных условиях обозначены широкие тематические линии, такие глобальные темы, в рамках которых можно рассказать практически любую историю. 

   
   

Три года назад, например, когда ИРИ начинал активную работу, мы поддержали целый пакет так называемых «молодежных» сериалов. На тот момент популярной продукции на русском языке, ориентированной на молодежь 17-25 лет, практически не было — в основном эта аудитория смотрела западные проекты. Поэтому мы поддержали целую линейку — например, сериал «Трудные подростки», который «выстрелил» и задал тренд на открытый, острый диалог с молодой аудиторией. Он неоднозначный, про действительно трудных подростков — тогда это была совершенно новая вселенная, новые герои, а сейчас снимается финальный сезон. Среди этих сериалов — «Френдзона», «Сама дура», «Новенький», «Стая» и другие — это все попытка поговорить с молодежью на ее языке, не пытаясь что-то проповедовать, обучать, навязывать. Этот язык был принят и понят, проекты собрали миллионные просмотры на онлайн-платформах. Некоторые получили призы на международных смотрах — например, «Сама дура». Второй сезон получил несколько наград на фестивалях в США, Германии, а сейчас третий сезон создается уже без нашего участия. Проект взлетел. 

На недавнем конкурсе значительная часть проектов, поданных в разных направлениях, оказалась посвящена науке, ученым, их образу жизни. Это тоже большая тема, к которой сейчас вырос интерес. В прошлом году мы организовали несколько встреч продюсеров с учеными, чтобы авторы контента могли обсудить свои идеи с реальными учеными, проверить их на жизненность, найти консультантов на проекты. 

Много проектов за три года — о России, о разных регионах, традициях, истории, культуре страны. С 2020 вырос и укрепился тренд на взгляд «внутрь», изучение себя самих, своих корней, ценностей. Стал актуальным вопрос: а что хорошего мы делаем? Что мы создаем, в чем наши слабые и сильные стороны? В чем истоки наших побед и наших трудностей? Поэтому мы поддержали много контента, который отвечает на эти вопросы через самые разные аспекты. Например, тревел-шоу «Куда глаза не глядят» с незрячим ведущим Владимиром Васкевичем, который путешествует по России, или «Непровинция» с Александром Цыпкиным, который открывает для себя и для зрителя разные регионы страны. Проекты о разных народах, живущих в России, и их традициях — «Национальность.ру» или «Ах, эта свадьба». Проекты о неравнодушных людях, которые делают жизнь в своем городе лучше — «Добрый бизнес», «#Невсеравно», проекты об учителях, ученых, волонтерах... Можно очень долго перечислять и приводить примеры. К этой же теме изучения себя и своей культуры относятся проекты на основе литературных первоисточников и фольклора, обращение к своим исконным героям. Например, «Анна Каренина» по книге Павла Басинского, богатыри и герои русских сказок в проекте «Последний Богатырь. Наследие». Среди победителей недавнего конкурса — игра «Василиса и Баба Яга» по мотивам сказки «Василиса прекрасная». Таких примеров будет еще больше. 

— Эффективность — это то, как проект получился?

— В процессе производства мы поэтапно смотрим, качественный ли получается контент — этим занимаются продюсеры, редакторы, которые проверяют, как идет процесс и соответствует ли контент заявленному изначально уровню производства. 

Разумеется, мы оцениваем просмотры и проверяем, насколько они честные. Мы обращаем внимание и на социальные реакции — перепосты, лайки, комментарии, любая реакция — позитивная и негативная. В принципе, за каждым продуктом мы стараемся внимательно и активно следить. Для больших сериалов важный показатель — это оценки пользователей на сервисах. Например, недавно на ИВИ вышла военная драма «Позывной «Журавли», ее пользовательский рейтинг составил 8,7 балла. А иногда у нас выходит продукт не очень масштабный, документальный, камерный, и у него вдруг тоже получается 7-8 баллов на платформе. Это важный инструмент, потому что оценки котируются, начиная от тысячи или от двух, если не больше — это означает, что социологически релевантное количество людей посмотрело, нажало кнопку сознательно, а кто-то еще комментарий написал.

— Был проект «Смута» — о чем он?

— Был, есть и будет. На Петербургском международном экономическом форуме мы провели сессию по развитию игровой индустрии в России, среди спикеров был в том числе генеральный директор Сyberia Nova — компании, которая занимается разработкой «Смуты». Коллеги подтвердили, что в первом квартале 2024 года ожидается релиз игры. 

Это большой проект, посвященный событиям Смутного времени начала XVII века. Игра создается по мотивам книги Юрия Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Выглядит необычно — что за компьютерная игра по произведению середины XIX века? Но в современном контексте проект получается на удивление актуальный. Над созданием игры трудятся не только разработчики, но и исторические консультанты по разным направлениям — от костюмов героев до архитектуры. При условии успешного запуска и популярности игры у широкой, аудитории, не исключаем дальнейшего расширения проекта до целой франшизы, например, с сериалом по мотивам игры и другими медиапродуктами. 

— За кого можно будет поиграть? За Пожарского, за Минина?

— Играть пока можно за одного героя — князя Милославского. Пока нет такой мультивселенной, где можно было выбирать поляков, русских, крестьян, князя Пожарского или Минина. Но как я уже сказал, проект вполне может развиваться и расширяться в будущем. 

— Проекты, связанные со специальной военной операцией, есть сейчас?

— Конечно. Контент всегда стремится отражать реальность, в которой мы живем, и к нам на конкурсы приходят проекты об СВО и на связанные с ней темы. В прошлом году мы поддержали около ста проектов разных форматов, от блогов до полноценных художественных сериалов, в общей сложности на три миллиарда рублей. В этом году мы еще не считали количество проектов и сумму поддержки, но их довольно много, что отражает общественно-политическую повестку и запрос аудитории на ее осмысление. Среди проектов и документальные фильмы, и репортажи непосредственно из зоны военных действий, и, разумеется, художественные сериалы. Например, сейчас в производстве сериал «20/22» — о паре, в которой молодые люди оказываются внутри событий СВО, и каждый из них проходит свой собственный путь к правде. Съемки прошли в Ростовской области, Мариуполе, других городах. Совсем скоро проект уйдет в монтаж. 

— Что касается детского контента — много говорят о том, что сейчас нет хорошей детской литературы, не хватает в интернете хорошего детского контента — поддерживаете ли вы проекты, есть ли среди них интересные, которые можно рекомендовать?

— Да, мы поддерживаем проекты для детей младше 10 лет — анимационные, образовательные, об истории, русском языке, культуре и на другие темы. Например, нам очень нравится мультсериал «Ася и Вася» о приключениях двух маленьких героев в российской деревне. Или мобильная развивающая игра по мотивам мультсериала «Бодо Бородо» для детей от 2-6 лет. 

Мы также ищем и поддерживаем контент для подростковой аудитории 10-16 лет. Например, при нашей поддержке запустилась платформа «Магия знаний. История России» для школьников средних классов, вышел образовательный веб-сериал «Пушкин и... Михайловское». Ряд проектов сейчас в производстве — недавно на фестивале детского кино мы представили сериалы «Любопытная Варвара», «Политех», «Не детское кино», анимационный проект «Технолайк» и другие. 

Качественных проектов для этого возраста рынку не хватает. Это, например, те самые приключенческие фильмы, которые так нравятся детям в 12-14 лет, но которых в России практически не производили — можете ли вы с ходу вспомнить какой-то громкий современный проект такого плана? Это трудоемкий, сложный жанр.

В Голливуде, например, акцент делается на технологиях: объем компьютерной графики, колоссальные вложения позволили создать такие продукты, как вселенная Marvel. Наших же аналогов производители практически не делали, потому что это было невыгодно. Сейчас ситуация изменилась, в связи с уходом зарубежных мейджоров ниша открылась. И я думаю, не за горами появление разножанровых подростковых проектов и, возможно, целых франшиз. 

— Как вы оцениваете — той поддержки, которую вы оказываете рынку производства контента, достаточно, чтобы наполнить нашей русской продукцией сеть, или маловато, или должно быть встречное движение?

— Я вам приведу простую цифру: мы в этом году на конкурсе национального контента получили заявок приблизительно на 115 миллиардов рублей. Распределили поддержку на 10,3 миллиардов по итогам конкурса. Важно понимать, что мы оплачиваем еще и производство контента, поддержанного в прошлом году и получающего средства поэтапно, поэтому далеко не всю субсидию можем распределить на новых победителей. Масштаб конкурса — 11 человек на место, как сказали бы при поступлении в вуз. Это хороший уровень конкуренции, и он говорит о том, что часть хороших проектов мы были вынуждены оставить за бортом. В целом рынок мог бы сделать и больше, но мне кажется, что лучше расти постепенно, из количества в качество. 

Мало вкладывать деньги только в контент. Сопоставимые средства — а на самом деле на порядок больше — нужно инвестировать в технологии и дистрибуцию. Потому что тот объем искусственного интеллекта, компьютерной графики и сложных технологических решений, которые применяются в анимации и кинематографе в России, пока не так велик, мы отстаем. Производители — студии, кинокомпании, холдинги — сами инвестируют в технологические вещи. Вот здесь государство через ИРИ или любые другие фонды и структуры, могло бы оказать сильную поддержку.

— К идее ограничить использование YouTube на территории Российской Федерации как относитесь?

— На мой взгляд, YouTube может быть закрыт либо по решению самого сервиса, либо из-за нарушения им российского законодательства. Но уходить из России — невыгодное для бизнеса решение. Я в целом отрицательно отношусь к любым ограничениям до того момента, пока что-то не выходит за рамки закона. Надо создавать свой талантливый контент, размещать и продвигать его на разных площадках, включая YouTube, создавая альтернативу пустому хайпу. Это вполне возможно — на Youtube в том числе выходят проекты, созданные при поддержке ИРИ, и набирают там миллионы просмотров за полгода-год. Для индустрии это неплохой рабочий инструмент.