Зерно жизни. Какие цены ждут Россию в новом сезоне?

Приближается завершение зернового года, а вместе с ним появляются первые оценки и прогнозы нового урожая. Какие цены ждут российских производителей зерна на старте нового сезона?

   
   

Александр Корбут, независимый эксперт аграрного рынка:

— В России активно идет посевная кампания, охватывая все новые регионы и постепенно смещаясь в азиатскую часть страны. Погодные условия позволили обеспечить хорошую — опережающую — динамику сева и подкормки озимых. Достаточно высокий уровень увлажнения почвы в большей части основных зернопроизводящих регионах страны формирует позитивные предпосылки — ждем высокого урожая.

Однако текущая ситуация с севом не беспроблемна. Из-за пошлин на зерно сельхозпроизводители недополучили значительную часть доходов, а поддержка государства оказалась кратно меньше снижения потенциального дохода. Это ограничивает возможности обновления и ремонта существенно подорожавшей за последние два года техники, снижает стимулы к применению качественных семян и объемов внесения удобрений.

Другими словами, наметилось снижение технологического уровня, что при неблагоприятных погодных условиях может привести к снижению урожая.

Большая часть экспертов ориентируется на валовой сбор зерна на уровне 127-131 миллиона тонн, хотя в последнем прогнозе Минсельхоза РФ фигурирует цифра 123 миллиона тонн, причем это уже с учетом новых регионов России. Но такой официальный прогноз, по моему мнению, связан с определенной переоценкой рисков. Возможно, в Минсельхозе что-то знают, но не говорят об этом открыто.

Да, это не рекордный урожай прошлого года, но его повторение практически и не было возможно, так как основной прирост тогда был обеспечен благоприятными погодными условиями. Вообще, порядка 75-85% прироста урожайности связано с агроклиматическим фактором.

   
   

Тем не менее в новом сезоне урожай ожидается вполне достойный — на уровне среднегодового. С учетом исторически высоких переходящих запасов зерна прошлого года, общие ресурсы составят около 160 миллионов тонн. И это при внутреннем потреблении в 82 миллиона тонн. Так что переживать, что зерна не хватит, точно не следует. Наоборот, Россия сможет еще и на экспорт оправить 50-55 миллионов тонн без ущерба для внутренних потребителей.

Внешние эксперты тоже видят хороший потенциал производства в России. Международный совет по зерну (МСЗ) оценивает сбор зерна в этом году в 125,5 миллиона тонн, в том числе 84,5 миллиона тонн пшеницы. Общий экспорт зерновых, по расчетам МСЗ, составит 54 миллиона тонн, в том числе 42,2 миллиона тонн пшеницы.

В своем первом глобальном прогнозе Минсельхоз США предсказывает России валовой сбор пшеницы в 81,5 миллиона тонн, а экспорт — в 45,5 миллиона тонн.

Если сравнивать с другими экспортерами, то все сводится к тому, что Россия с большим отрывом вновь (а может, уже пора писать «как обычно»?) остается экспортером пшеницы номер один в мире.

За такими прогнозами не следует забывать, что новый сезон вовсе не обещает быть простым. Высокие цены на мировом зерновом рынке в 2021-2022 годах стимулировали резкий рост посевных площадей под зерном на 4,5 миллиона гектаров, а под масличными культурами — на 6 миллионов гектаров. Ожидается увеличение производства зерновых в ЕС, США и Южной Америке.

Все фундаментальные факторы пока говорят в пользу тренда на снижение цен на зерно на мировом рынке. Так что продавать его на внешние рынки России придется дешевле, чем в прошлом сезоне. Соответственно, жди дальнейшего снижения закупочных цен.

В условиях действия пошлины на зерно все это вызывает определенные опасения за будущее развитие отрасли. Плавающую пошлину необходимо отменить или радикально изменить формулу расчета. Невозможно считать нормальным, если величина пошлины достигает половины закупочной цены.

Если же необходима поддержка потребителей, то следует рассмотреть фиксированную пошлину в 10-15%. А все поступающие этим путем средства направить на поддержку малоимущих, чтобы помочь им покупать отечественные продукты питания. С ценами, несомненно, нужно бороться, но, может быть, лучше делать это путем повышения доходов населения?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции